Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в целях поддержки благотворительных организаций и снижения налоговой нагрузки для возможности осуществления установленных законодательством направлений деятельности.
С 1 января 2024 года налоговая база для исчисления налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость и для многоквартирных домов.
Благотворительные организации, использующие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, в настоящее время благотворительные организации, оказывающие в том числе помощь престарелым и нуждающимся в уходе гражданам, передающим квартиры в собственность по договору пожизненного содержания с иждивением, несут бремя по уплате налога на такое имущество.
Вместе с тем такая ситуация влечет за собой уменьшение объема денежных средств, которые благотворительная организация направляет на реализацию уставных целей.
Для благотворительной организации, являющейся по определению некоммерческой, сумма налога на имущество является значительной и снижает возможности к оказанию помощи.
Законопроектом предлагается исключить из объектов налогообложения жилые помещения в многоквартирном доме, принадлежащие благотворительным организациям, переданные по договору пожизненного содержания с иждивением.
В таких помещениях проживают лица, являющиеся подопечными благотворительных организаций.
Формулировка законопроекта при этом исключает возможность недобросовестных действий в части заключения договора пожизненного содержания на имущество, не относящееся к жилому помещению в многоквартирном доме, ради выгоды учредителей благотворительной организации, поскольку на такие объекты будет распространяться требование об уплате налога на имущество.
Так, только имущество, целенаправленно используемое для проживания лиц, за которыми осуществляется уход, будет освобождено от налогообложения.
Статьей 372 Налогового кодекса РФ предусматривается, что при установлении налога на имущество организаций субъектами РФ могут также определяться налоговые льготы, например, Законом г. Москвы определено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении имущества инвестиционных проектов города Москвы, для перевозок на Малом кольце Московской железной дороги, то есть частные региональные случаи.
При этом на федеральном уровне устанавливается, что не признается объектами налогообложения в общих случаях, так, например, это объекты культурного наследия, космические объекты (во всех регионах).
Благотворительная деятельность также является одной из важнейших сфер и носит приоритетный социально-значимый характер, в особенности организации, помогающие престарелым, инвалидам и иным лицам, не имеющим возможности к самостоятельному осуществлению базовых жизнеобеспечивающих функций, берут на себя обязательства, помогая государству в обеспечении достойной жизни граждан.
Законопроект доработан в соответствии с заключением Правительства Российской Федерации от 22.07.2024 N ДГ-П13-23392.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" приведет к снижению налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от налога на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100 процентов.
Налоговая ставка на имущество организаций устанавливается субъектами РФ, и в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, не может превышать 2%.
По состоянию на 2 апреля 2024 года в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций 7043 благотворительные организации.
Большинство организаций из реестра зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге, в указанных регионах согласно данным Росстата доходы от налогов на имущество в разы больше, чем в других регионах (260557,8 млн. руб. в Москве и 71725,7 млн. руб. в Санкт-Петербурге), в связи с чем исключение одного вида имущества определенных организаций из объектов налогообложения не повлечет значительных недополученных налоговых доходов, но будет иметь значительный положительный социальный эффект от осуществления благотворительными организациями уставной деятельности.
Вместе с тем источником выпадающих доходов может являться системное повышение доходов регионов как результат комплексных изменений налоговой системы, в том числе отчисление с 1 января 2025 года акциза на природный газ, полученный для производства аммиака, по нормативу 17 процентов бюджетам субъектов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.