Досье на проект федерального закона
В результате принятия Федерального закона от 13 июня 2023 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) была дополнена тремя новыми статьями: 8.52 (Несоблюдение требований к содержанию животных), 8.53 (Несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию) и 8.54 (Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев).
Изменилось и наименование главы 8: ранее она называлась "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", сейчас - "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными".
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем в этой же части 1 статьи 4.5 КоАП РФ федеральным законодателем для отдельных административных правонарушений установлен более продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности.
В частности, для административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования указанный срок составляет один год.
Федеральным законом N 230-ФЗ было изменено наименование главы 8 КоАП РФ, однако не были внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, которые позволили бы отнести административные правонарушения в области обращения с животными к числу административных правонарушений, в отношении которых установлен более продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности.
В настоящее время административные правонарушения, предусмотренные статьями 8.52-8.54 КоАП РФ, с формальной точки зрения не подпадают под категорию административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, для которых срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год. Поэтому в отношении указанных правонарушений действует общее правило, согласно которому указанный срок составляет шестьдесят календарных дней.
Согласно информации, представленной в Законодательное собрание Ленинградской области Управлением ветеринарии Ленинградской области (отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными и уполномоченным в соответствии со статьей 23.96 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 статьи 8.52, статьей 8.54 КоАП РФ), материалы по фактам причинения животными вреда здоровью людей направляются в Управление ветеринарии Ленинградской области органами внутренних дел (полиции) или органами местного самоуправления.
При этом нередки случаи, когда в материалах, направляемых в Управление ветеринарии Ленинградской области органами внутренних дел, отсутствуют необходимые документы (заключения судебно-медицинской экспертизы, позволяющие определить степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека в результате покуса, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела), что свидетельствует о нарушении требований статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
По этой причине специалисты Управления ветеринарии Ленинградской области в большинстве случаев лишены возможности вынести постановление о привлечении виновного лица к административной ответственности в срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, и вынуждены принимать решения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с истечением сроков давности).
В случае если срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.52 - 8.54 КоАП РФ, будет составлять один год (как для иных правонарушений, предусмотренных главой 8 КоАП РФ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, смогут возвращать материалы проверок в органы внутренних дел для доработки и принятия решений в соответствии со статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и возбуждать дела об административных правонарушениях.
Представленным законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, увеличив срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области обращения с животными (в настоящее время предусмотренных статьями 8.52 - 8.54 КоАП РФ) до одного года.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 4.5
Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель |
С. Бебенин |
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 4.5
Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует привлечения дополнительных финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Председатель |
С. Бебенин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.