Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) нацелен на повышение уровня защиты трудовых прав работников в части обеспечения гарантий и компенсаций в случае сдачи работниками крови и ее компонентов.
Переливание крови обеспечивает современный уровень сложных медицинских вмешательств в экстренной и плановой хирургии, травматологии, акушерстве, гинекологии, онкологии и других областях. Основа трансфузиологии - это доноры крови. Кровь доноров переливают как в цельном виде, так и в виде компонентов (эритроциты, тромбоциты, плазма, криопреципитат). Также плазма крови является сырьем для производства препаратов (например, альбумин, иммуноглобулины, факторы свертывания), вопрос о производстве которых актуализировался в связи с потребностью импортозамещения на рынке лекарственных препаратов.
Законопроектом предлагается дополнить статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) новой частью, в соответствии с которой за работником по его желанию сохраняется право на предоставление ему оплачиваемых дней отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов при трудоустройстве у другого работодателя в течение года после дня сдачи работником крови и ее компонентов, если он не использовал эти дни отдыха у прежнего работодателя.
Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью развивать комплексный подход к решению социально-значимых проблем, одновременно затрагивающих интересы как самих работников (в части сохранения и восстановления их здоровья после сдачи крови и ее компонентов), так и жизненно важные общественные интересы, связанные с популяризацией донорства в Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья, в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (ст. 41 Конституции РФ).
Кроме того, частью 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В статье 4 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон о донорстве) закреплено, что донорство крови и (или) ее компонентов основывается, в частности, на принципах сохранения здоровья донора при выполнении им донорской функции обеспечения социальной поддержки и соблюдение прав доноров. Донор имеет право защиту государством его прав и охрану здоровья (ч. 2 ст. 12 Закона о донорстве).
В соответствии с частью второй статьи 165 ТК РФ сдача крови и прохождение связанного с этим медицинского осмотра относятся к исполнению государственных или общественных обязанностей. Работодатель обязан освободить работника-донора от основной работы на период исполнения им общественных обязанностей (ч. 2 ст. 165 ТК РФ).
Вопросы предоставления гарантий и компенсаций работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов регулируются статьей 186 ТК РФ. Согласно действующей редакции статьи 186 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику-донору следующие гарантии и компенсации:
1) освободить работника от работы в день сдачи крови и в день связанного с этим медосмотра, при этом за день сдачи крови за работником сохраняется средний заработок;
2) предоставить работнику по его желанию другой день отдыха с сохранением среднего заработка в следующих случаях:
- по соглашению с работодателем он вышел на работу в день сдачи крови.
Если выход на работу в день сдачи крови не был согласован с работодателем, у последнего не возникает обязанности предоставить работнику другой день отдыха, однако это не отменяет права работника на дополнительный день отдыха после дня сдачи крови и ее компонентов (Письмо Роструда от 19.05.2017 N ПГ/09871-03-3);
- работник сдал кровь в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день;
3) предоставить работнику дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.
Исходя из смысла части пятой статьи 186 ТК РФ, средний заработок сохраняется за работником-донором за все без исключения дни отдыха, предоставляемые в связи со сдачей крови (Письмо Минтруда России от 24.02.2016 N 14-2/ООГ-1496). При этом статья 186 ТК РФ не предусматривает такого вида гарантий, как замена дополнительных дней отдыха денежной компенсацией, в том числе при увольнении (абз. 2 п. 9 Письма Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1).
Вместе с тем действующее законодательство не содержит ответа на вопрос, сохраняется ли за работником-донором право на дни отдыха, предоставляемые за сдачу крови и ее компонентов, при увольнении от прежнего работодателя с последующим трудоустройством у, другого работодателя, если эти события произошли до истечения годичного срока после дня сдачи крови и ее компонентов.
ТК РФ не содержит правового регулирования рассматриваемой ситуации, в то время как на практике сложилось два взгляда на нее.
Так, ни статья 186 ТК РФ, ни Закон о донорстве не содержат положений, обязывающих работника использовать (в том числе, в период работы у конкретного работодателя) дни отдыха, предоставляемые за сдачу крови и ее компонентов. Право работника-донора на предоставление дополнительного дня отдыха ограничено единственным условием - этот день должен быть использован в течение одного года со дня сдачи крови и ее компонентов (ч. 4 ст. 186 ТКРФ).
Из этого напрашивается вывод о том, что при использовании работником-донором гарантированных законом дней отдыха не имеет значения, в период работы у какого работодателя он сдавал кровь. Важно, чтобы соответствующие дни отдыха были использованы в течение одного года после сдачи крови и ее компонентов.
Альтернативная позиция состоит в том, что статьей 186 ТК РФ прямо не предусмотрено предоставление работнику дополнительного дня отдыха за сдачу крови по новому месту работы, то есть другим работодателем. Следовательно, если работник в период работы у одного работодателя сдал кровь до приема на работу к новому работодателю, последний не обязан предоставлять и оплачивать дни отдыха, гарантированные работнику в связи с донорством.
Между тем существует судебная практика, из которой следует, что статья 186 ТК РФ не ограничивает право работника-донора на использование дней отдыха только по предыдущему месту работы, поскольку указанные дни предоставляются не за наличие трудовых отношений с конкретным работодателем, а за сам факт сдачи крови и представляют собой средство реабилитации донора, использование которого не может зависеть от усмотрения того или иного работодателя. Единственное ограничение, установленное частью четвертой статьи 186 ТК РФ, - годичный срок использования дней отдыха после дней сдачи крови и ее компонентов. Так, к примеру, в Определении Ивановского областного суда по делу N 33-204 отмечается, что "Правовое регулирование, предусмотренное статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации, не предусматривает зависимость реализации работником, сдававшим кровь и ее компоненты, от факта наличия трудовых отношений с конкретным работодателем. Соответственно, работник вправе обратиться к новому работодателю с заявлением о предоставлении дополнительных дней отдыха, не использованных во время работы у предыдущего работодателя".
Также и Роструд придерживается позиции, согласно которой, если новый работодатель не против предоставления работнику дополнительных дней отдыха за сдачу крови и ее компонентов, которая была осуществлена в период работы у прошлого работодателя, то предоставление таких дней не является нарушением трудового законодательства (сайт "Онлайнинспекция.рф", 2022).
В целях урегулирования указанной неопределенности и повышения уровня защиты трудовых прав работников в части обеспечения гарантий и компенсаций в случае сдачи работниками крови и ее компонентов законопроектом предлагается дополнить статью 186 ТК РФ новой частью, согласно которой в случае увольнения работника с прежней, работы и последующего заключения им трудового договора с другим работодателем в течение года после дня сдачи работником крови и ее компонентов неиспользованные работником дни отдыха по желанию работника предоставляются ему по месту новой работы с сохранением за ним среднего заработка за указанные дни отдыха. Эти дни отдыха предоставляются, если при заключении трудового договора работник письменно уведомил работодателя о наличии у него права на неиспользованные дни отдыха, предоставляемые в связи со сдачей крови и ее компонентов.
Эти дни отдыха могут быть использованы работником не позднее 12 месяцев после соответствующего дня сдачи им крови и ее компонентов. Порядок предоставления таких дней отдыха определяется по соглашению между работником и работодателем.
Принятие законопроекта будет существенно способствовать повышению мотивации работников становиться регулярными донорами крови и ее компонентов. Это чрезвычайно важно при возникновении различных форс-мажорных обстоятельств (пандемий и эпидемий, техногенных катастроф) и в период проведения специальной военной операции. Кроме того, принятие законопроекта окажет содействие импортозамещению на рынке лекарственных препаратов, для производства которых необходимы компоненты крови.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 186 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.