Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 722019-8 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов предоставления права пользования участками недр, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, без проведения аукционов.
В настоящее время указанное право предоставляется по решению уполномоченных государственных органов этих субъектов Российской Федерации организациям из утверждаемого по согласованию с Минприроды России перечня в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. N 264 "Об утверждении Правил принятия уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении права пользования недрами на участках недр, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, без проведения аукционов".
До настоящего времени указанные перечни ни одним из субъектов Российской Федерации не сформированы, решения о предоставлении права пользования недрами без проведения аукционов не принимались.
Законопроектом предлагается дополнить федеральные конституционные законы положениями, устанавливающими, что право пользования участками недр, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, предоставляются организациям без проведения аукционов в отношении участков недр местного значения органами государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а в отношении участков недр, не являющихся участками недр местного значения, - федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Данные изменения обусловлены предусмотренными Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" принципами разграничения полномочий в части принятия решений о предоставлении права пользования недрами на участках недр местного значения и участках недр общеправового режима (участки недр, не отнесенные к участкам недр местного значения).
Разграничение полномочий между Роснедрами и уполномоченными органами государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по принятию решений о лицензировании участков недр в зависимости от их категории необходимо в целях интеграции указанных субъектов Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации и в систему органов государственной власти Российской Федерации в части регулирования и управления государственным фондом недр, системного ведения лицензионных дел и последующих административно-разрешительных процедур по выданным лицензиям в рамках одного ведомства (внесение изменений в лицензии на пользование недрами и их переоформление, проведение государственной экспертизы запасов и их постановка на государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых, согласование и экспертиза проектной документации по различным видам пользования недрами, стадиям проведения работ, оборота геологической информации о недрах и так далее).
Срок вступления в силу Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" - по истечении 45 дней после дня его официального опубликования обусловлен необходимостью подготовки и принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия принятия решений о предоставлении организациям права пользования участками недр, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, без проведения аукционов, а также особенности предоставления такого права.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет за собой негативных социальных, экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, проект федерального конституционного закона не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
В связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
В связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении права пользования недрами на участках недр, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, без проведения аукционов".
Цель подготовки, предмет и содержание правового регулирования: утверждение Правил принятия решений о предоставлении права пользования недрами на участках недр, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, без проведения аукционов взамен правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. N 264 "Об утверждении Правил принятия уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении права пользования недрами на участках недр, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, без проведения аукционов".
Обоснование необходимости подготовки: статьи 1-4 Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы".
Сроки принятия: 45 дней с даты принятия Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы".
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.