Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на предоставление на федеральном уровне всем инвалидам и детям-инвалидам, имеющим автотранспортные средства по медицинским показаниям, меры поддержки в виде освобождения от уплаты транспортного налога.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, не являются объектом налогообложения.
Ранее инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечивались через органы социальной защиты населения автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях, а дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечивались автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.
Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставлялась ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.
Таким образом, инвалиды, имеющие по медицинским показаниям транспортные средства, которые были отнесены к техническим средствам реабилитации, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации были освобождены от уплаты транспортного налога.
В связи с введением Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ новой системы предоставления мер социальной поддержки инвалиды утратили право на получение автотранспортных средств и материальных компенсаций за них из средств федерального бюджета, а средства для передвижения были исключены из предусмотренного Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" перечня технических средств реабилитации инвалидов.
Для инвалидов использование транспортного средства является одним из важнейших условий обеспечения их жизнедеятельности, поскольку транспортное средство призвано компенсировать ограничение их способности к передвижению и обеспечить удовлетворение их повседневных потребностей в проезде к учреждениям здравоохранения, образования, культуры и другим объектам и тем самым способствовать их адаптации к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Наличие медицинских показаний для использования транспортных средств в целях реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) устанавливается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В настоящее время инвалиды и родители детей-инвалидов, нуждающихся в транспортном средстве по медицинским показаниям, вынуждены приобретать автомобили за собственный счет.
На федеральном уровне данная категория инвалидов и детей-инвалидов не освобождена от уплаты транспортного налога, что является необоснованным несправедливым, ставит их в неравное положение с другими инвалидами, которые получили автомобили по медицинским показаниям бесплатно либо с компенсацией и освобождены от уплаты транспортного налога на федеральном уровне.
Субъекты Российской Федерации согласно статье 356 части второй Налогового кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по установлению льгот по транспортному налогу, в том числе в отношении транспортных средств инвалидов. В большинстве регионов инвалиды разных категорий освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога.
В то же время имеются субъекты Российской Федерации, в которых инвалиды, приобретшие транспортные средства по медицинским показаниям за собственный счет, от уплаты транспортного налога не освобождены.
В целях защиты таких инвалидов законопроектом предлагается изложить подпункт 2 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, исключающей из налогообложения автомобили легковые, приобретенные инвалидом или его законным представителем в соответствии с медицинскими показаниями за собственный счет.
Вступление в силу указанного Федерального закона предполагается с 1 января 2025 года.
Следует отметить, что законопроектом предлагается освобождение на федеральном уровне от уплаты транспортного налога не всех инвалидов, приобретших автомобиль за собственный счет, а только тех, которые нуждаются в транспортном средстве исключительно по медицинским показаниям.
Принятие законопроекта позволит устранить имеющееся неравенство в правах инвалидов, нуждающихся в автомобилях по медицинским показаниям.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающего освобождение инвалидов, имеющих автотранспортные средства по медицинским показаниям, от уплаты транспортного налога, потребует с 2025 года незначительных дополнительных расходов средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку в большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, освобождающие инвалидов от уплаты транспортного налога.
Указанные дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета следует предусмотреть при подготовке проекта федерального бюджета на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.