Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в статью 64 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.
Законопроектом предлагается наделить Минтранс России полномочиями по утверждению методики определения пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, за исключением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации, а также порядка заключения, изменения договоров на эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, устанавливающего, в том числе, формы, условия данных договоров, а также сроки рассмотрения обращений об их заключении (изменении).
Законопроектом предусмотрено:
1. Внесение изменений в пункт 2 статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) в целях актуализации Методики определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, разработанной и утвержденной приказом Минтранса России от 18 июля 2018 г. N 266 (далее - Методика N 266) на основании пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р.
Методика N 266 позволяет осуществлять расчет пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и предназначена для использования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, субъектами естественных монополий в сфере грузовых железнодорожных перевозок, выполняющими работы (оказывающими услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Также документ предусматривает порядок сопоставления пропускной и необходимой пропускной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для выработки решений по их увеличению, которые, как правило, реализуется за счет развития железнодорожной инфраструктуры и применения технико-технологических мероприятий при пропуске поездов.
При этом на железнодорожной инфраструктуре общего пользования последовательно совершенствуются средства фиксации, повышается качество учета и классификации отказов технических средств и технологических нарушений перевозочного процесса, что позволяет определять фактические значения надежности технических средств и подвижного состава, а не использовать в расчетах пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта типовые значения надежности.
Проведение значительных объемов строительно-монтажных работ требует выделения хозяйственных поездов на подвод строительных материалов, а также перерывов в движении поездов для подключения новых объектов к существующей железнодорожной инфраструктуре и временного нарушения габаритов.
Соответствующие параметры требуют учета в суточном бюджете времени, не используемом для движения поездов.
В то же время проведенные научно-отраслевым комплексом ОАО "РЖД" исследования влияния отказов технических средств, технологических нарушений перевозочного процесса, проведения строительных работ, а также структуры перевозимых грузов на пропускную и провозную способности железнодорожной инфраструктуры подтверждают необходимость изменения методики. Соответствующие изменения направлены на повышение объективности расчетов пропускной и провозной способностей железнодорожных участков, используемых при проектировании строительства и развития железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения заявленных объемов перевозок и определения необходимых резервов для их гарантированного обеспечения.
Внести изменения в Методику N 266 не представляется возможным, так как в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативные правовые акты) издаются при наличии в федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации полномочий на издание того или иного нормативного правового акта или группы актов.
В этой связи подготовлено изменение в пункт 2 статьи 14 Федерального закона 17-ФЗ, в части наделения Минтранса России полномочием по утверждению методики определения пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
2. Внесение изменений в статью 20 Федерального закона N 17-ФЗ.
Приказом Минтрансом России от 8 июля 2008 г. N 97 утверждено Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте.
В сентябре 2016 г. введено в эксплуатацию Московское центральное кольцо, инфраструктура которого позволяет реализовать скорость движения поездов серии ЭС2Г "Ласточка" 120 км/ч. С учетом растущего спроса населения города Москвы на услуги Московского центрального кольца графиком движения поездов предусмотрено курсирование 242 пар поездов с интервалом попутного следования в часы пик 4 минуты (с 21 ноября 2019 г.). Среднее значение пассажиропотока около 560 тыс. человек в сутки.
При такой интенсивности движения поездов и массовых пассажироперевозках не исключаются случаи травмирования граждан от наезда подвижного состава на железнодорожных путях Московского центрального кольца.
Согласно пункту 6 Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса России от 8 июля 2008 г. N 97, работники субъекта железнодорожного транспорта, кроме работников, обслуживающих пассажирские скоростные поезда в пути следования, при транспортном происшествии с гражданами организовывают:
оказание помощи пострадавшим;
вызов скорой медицинской помощи;
отправку пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место транспортного происшествия медицинских работников.
В сложившихся условиях любая задержка поезда на перегоне или раздельном пункте вызовет массовый сбой в графике движения поездов и не позволит предоставить населению города Москвы качественную услугу по своевременной перевозке пассажиров.
В настоящее время в Федеральном законе N 17-ФЗ, а также в Положении о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, отсутствует полномочие Минтранса России по принятию акта, устанавливающего порядок служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте.
В этой связи подготовлено изменение в абзац 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ, предусматривающее наделение Минтранса России полномочием по утверждению порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, за исключением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день государственная функция на проведение расследования транспортных происшествий на железнодорожном транспорте законодательством Российской Федерации не закреплена.
В этой связи статья 20 Федерального закона N 17-ФЗ дополнена пунктом 3, предусматривающим, что расследование транспортных происшествий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с порядком служебного расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
3. Внесение изменений в статью 64 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Действующая нормативно-правовая база, регулирующая железнодорожный транспорт, на законодательном уровне не содержит норм, предусматривающих наделение Минтранса России полномочием по утверждению порядка заключения, изменения договоров на эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, устанавливающего, в том числе, формы, условия данных договоров, а также сроки рассмотрения обращений об их заключении (изменении). В этой связи подготовлены изменения в статью 64 Устава.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в статью 64 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в статью 64 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не окажет влияние на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в статью 64 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в статью 64 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в статью 64 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в статью 64 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребуется издание следующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395";
цель указанного нормативного правового акта: наделение Минтранса России полномочиями по утверждению методики определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры, порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, за исключением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации, а также порядка заключения, изменения договоров на эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, устанавливающего, в том числе, формы, условия данных договоров, а также сроки рассмотрения обращений об их заключении (изменении);
головной исполнитель: Минтранс России;
срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.