Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 5 и пункта 3 статьи 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан И.Е. Галлямовой и Е.П. Червяковой".
Законопроект направлен на уточнение порядка возмещения судебных расходов в обособленных спорах в деле о банкротстве за счет должника (конкурсной массы) с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом по общему правилу судебные расходы в делах о банкротстве или вне рамок дела о банкротстве юридических лиц подлежат удовлетворению в составе требований пятой очереди текущих платежей, а в делах о банкротстве граждан - в составе требований кредиторов третьей очереди после погашения основной суммы задолженности (пункт 3 статьи 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Предлагаемая дифференциация в зависимости от категории должников обусловлена различиями в правовых последствиях завершения процедур, применяемых в деле об их банкротстве (ликвидация юридического лица, при которой все требования кредиторов считаются погашенными, или реабилитация и освобождение от долгов гражданина-банкрота с сохранением возможности предъявления требования кредитором по текущим платежам после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной части).
В реализацию заложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации принципов законопроектом предусмотрены исключения из общего правила погашения указанных судебных расходов.
Так, в составе требований кредиторов третьей очереди после погашения основной суммы задолженности (пункт 3 статьи 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") удовлетворяются взысканные с должника (конкурсной массы) судебные расходы, понесенные:
конкурсным кредитором, лицом, указанным в пункте 10 статьи 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", или лицом, требование которого к должнику, основанное на признанной судом недействительной сделке, подлежит включению в реестр требований кредиторов;
контролирующим должника лицом или лицом, находящимся под контролем этого же контролирующего должника лица, или несколькими лицами, в отдельности не контролирующими должника, но в совокупности имеющими возможность влиять на должника так же, как контролирующее должника лицо, за исключением случаев, если указанные лица докажут, что при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица осуществляли функции органа управления номинально, а также если в деле отсутствуют кредиторы, которые являются незаинтересованными лицами по отношению к должнику.
Такой правовой подход обеспечивает интересы других кредиторов и принцип пропорциональности их удовлетворения.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, в обособленном споре по инициативе конкурсного кредитора к должнику такой кредитор осуществляет свой имущественный интерес, направленный на распределение в его пользу части конкурсной массы, а возникшие в связи с этим судебные расходы, по сути, представляют собой добровольно принятые на себя издержки по реализации указанного имущественного интереса. Это распространяется и на случаи, когда в споре должник выступает лишь номинальным ответчиком, а реальный спор имеет место быть между несколькими кредиторами и возмещение судебных издержек в качестве текущих платежей преимущественно перед другими требованиями влекло бы снижение размера погашенных требований не участвующих в таком противостоянии кредиторов.
Также Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на статус контролирующих должника лиц - ответчиков в обособленном споре, который предполагает наличие опровержимой презумпции о том, что имущественная сфера и интересы должника и контролирующего его лица совпадают, в том числе с учетом вероятности предшествующей реализации интересов последнего за счет имущества должника.
Законопроектом предлагается установить право суда ограничить применение очередности погашения судебных расходов в составе требований пятой очереди текущих платежей, если их заявленный к возмещению размер является существенным по отношению к размеру конкурсной массы должника, определив, что в части превышающей одну четвертую размера оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, определенного по правилам пункта 3 статьи 20 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", такие судебные расходы подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди после погашения основной суммы задолженности (пункт 3 статьи 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Предложенный подход будет способствовать соблюдению баланса интересов кредиторов должника и более справедливому распределению конкурсной массы, и, как следствие, наиболее полному достижению целей процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Законопроектом предлагается установить возможность отнесения арбитражным судом судебных расходов на лицо, вследствие злоупотреблений со стороны которого понесены судебные расходы (например, на арбитражного управляющего, предъявившего заведомо необоснованное требование, или на кредитора, заявлявшего возражения против требований другого кредитора), а также на иное лицо, если арбитражным судом установлены иные обстоятельства, предусмотренные статьей 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в исключительных случаях в целях предотвращения нанесения значительного вреда интересам кредиторов либо при очевидно недобросовестном поведении или злоупотреблении правом лицом, обращающимся за взысканием судебных расходов, арбитражный суд вправе отказать в погашении судебных расходов в составе текущих платежей пятой очереди для сохранения баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Данный подход направлен на сокращение сроков рассмотрения споров посредством пресечения злоупотребления процессуальными правами.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.