Досье на проект федерального закона
Статьей 185.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие требования к удостоверению доверенности.
В пункте 2 указанной статьи перечислены разновидности доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным, к которым относятся, в том числе, доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения.
В свою очередь, в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" по решению Президента Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) могут создаваться добровольческие формирования.
В состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также военнослужащие. Поступление гражданина в указанные формирования осуществляется путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании.
Граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из нормативных правовых актов, принятых во исполнение статьи 22.1 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обороне" (в частности, приказы Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 67, от 15 февраля 2023 г. N 68), мероприятия по формированию добровольческих формирований осуществляется воинской частью; приказом командира данной воинской части граждане зачисляются в добровольческое формирование; ведение хозяйственной деятельности в добровольческом формировании организуется командиром воинской части; осуществляется их материально-техническое и бытовое обеспечение.
В свою очередь, у граждан из числа добровольцев, исполняющих обязанности по контракту в составе добровольческого формирования, возникает необходимость оформить доверенность на совершение в их интересах третьими лицами юридически значимых действий, и удостоверить доверенность надлежащим образом.
В частности, это касается случаев, когда необходимо подтвердить полномочия своего представителя при совершении сделок, получения денежных средств и распоряжения ими, оформления льгот, представления третьими лицами своих интересов в налоговых и иных органах (например, если доброволец является учредителем или руководителем организации, в том числе и некоммерческой) и в иных случаях, когда требуется оформление удостоверенной доверенности.
Однако по объективным причинам (участие в специальной военной операции, выполнения боевых задач, дислокация за пределами населенных пунктов и пр.) у добровольцев отсутствует возможность удостоверить доверенность у нотариуса, а удостоверение доверенности у командира воинской части - формирователя невозможно в силу статьи 185.1 части первой ГК РФ.
Аналогичная ситуация возникла в части удостоверения завещания добровольцев. Правила приравнивания завещаний к нотариально удостоверенным содержатся в статье 1127 части третьей ГК РФ, в которой указано, что командир воинской части удостоверяет завещание только военнослужащего.
В ходе специальной военной операции и военнослужащие и добровольцы выполняют общие боевые задачи и в равной степени подвергаются риску и опасности. У тех и у других возникает необходимость оформить документы и удостоверить доверенности и завещания у командира воинской части.
В связи с этим предлагается предоставить командиру воинской части, которому придано добровольческое формирование, право удостоверять доверенности и завещания граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, и участвующим в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, тем самым придать им силу нотариально удостоверенных документов.
Представляется, что оптимальным законодательным решением данного вопроса является внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", в части применения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 185.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта 4 пункта 1 статьи 1127 части третью Гражданского кодекса Российской Федерации к гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", принимающим участие в специальной военной операции.
Данная инициатива направлена, в том числе, на исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, утвержденных по итогам пресс-конференции Президента Российской Федерации 14 декабря 2023 г. (N ПР-250), в соответствии с которыми должны быть проработаны вопросы об общих подходах к предоставлению социальных гарантий гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, и оптимизации предоставления льгот, выплат и оформления документов участникам специальной военной операции.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.