Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 727323-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года (базовый вариант) с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за 2023 год, а также данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2023 год.
При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года:
фонд заработной платы: на 2025 год - 52 291 млрд. рублей, на 2026 год - 57 796 млрд. рублей и на 2027 год - 62 612 млрд. рублей;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2025 год - 99 952 рублей, на 2026 год -110 169 рублей, на 2027 год - 119 296 рублей;
индекс потребительских цен: на 2024 год - 107,3% на 2025 год - 104,5%, на 2026 год -104,0%, на 2027 год - 104,0%.
В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 - 2027 годы, превышает темп роста индекса потребительских цен, который применяется при индексации размеров страховых выплат.
Законопроектом устанавливается, что на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2024 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III групп.
Статьей 2 законопроекта предлагается распространить указанную льготу на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, так же, как и в 2024 году.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2025 году составит 174,5 млрд. рублей, в 2026 году - 189,5 млрд. рублей, в 2027 году - 203,1 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2025 г. - 141 480,16 руб.; с 1 февраля 2025 г. - 151 808,21 руб.; с 1 февраля 2026 г. - 158 639,58 руб.; с 1 февраля 2027 г. - 164 985,16 руб.), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2025 - 2027 годах - 2 млн. рублей).
При расчете расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний учтены ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
При расчете расходов на ежемесячные и единовременные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2025 году - 1,073 (по 2024 году), в 2026 году - 1,045 (по 2025 году), в 2027 году - 1,040 (по 2026 году).
В 2025 году и на плановый период 2026 и 2027 годов при сохранении таких же размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,52 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования.
При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит в 2025 году - 277,6 млрд. рублей, в 2026 году - 306,8 млрд. рублей, в 2027 году - 332,4 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2025 - 2027 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
|
Единица измерения |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
3 331 948,8 |
3 851 711,9 |
4 302 334,9 |
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году (на основании данных за 2023 г.) |
тыс. дней |
1 610,54 |
1 610,54 |
1 610,54 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в 2025 - 2027 годах рассчитан на основании фактического среднего дневного размера данного пособия в 2023 году (1 554,85 руб.) и дальнейшего его роста из года в год в соответствии с темпом роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года (в 2024 году - 1 778,75 руб.) |
рублей |
2 068,69 |
2 391,41 |
2 671,20 |
коэффициент роста среднего размера дневного пособия с учетом коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года |
|
1,163 |
1,156 |
1,117 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году: средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году х общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями |
тыс. рублей |
3 331 708,0 |
3 851 461,5 |
4 302 074,4 |
Расходы на доставку (на основании данных за 2023 г.) |
тыс. рублей |
240,8 |
250,4 |
260,5 |
Единовременные страховые выплаты в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
4 613 532,7 |
4 633 895,5 |
4 652 152,1 |
средний размер единовременной страховой выплаты по страховым случаям с утратой трудоспособности в году: максимальная сумма для определения размера единовременной страховой выплаты в году х 0,321 где: |
рублей |
48 454,16 |
50 740,57 |
52 790,49 |
индекс потребительских цен в году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года (в 2024 году - 107,3%) |
|
104,5 |
104,0 |
104,0 |
коэффициент индексации максимальной суммы для определения размера единовременной страховой выплаты застрахованному с 1 февраля в году |
|
1,073 |
1,045 |
1,040 |
Размер максимальной суммы для определения размера единовременной страховой выплаты застрахованному: |
рублей |
|
|
|
в январе |
рублей |
141 480,16 |
151 808,21 |
158 639,58 |
в феврале - декабре |
рублей |
151 808,21 |
158 639,58 |
164 985,16 |
в среднем по году |
рублей |
150 947,54 |
158 070,30 |
164 456,36 |
0,321 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к максимальной сумме для определения размера единовременной страховой выплаты (на уровне значения за 2023 год) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне значения за 2023 год |
выплат |
10 997 |
10 997 |
10 997 |
В том числе, число единовременных выплат по страховым случаям со смертельным исходом (на основании данных за 2023 год) |
случаев |
2 091 |
2 091 |
2 091 |
Размер единовременной страховой выплаты при страховом случае со смертельным исходом |
рублей |
2 000 000 |
2 000 000 |
2 000 000 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с учетом страховых случаев со смертельным исходом в году (сумма расходов на единовременные страховые выплаты в году / число единовременных страховых выплат в году) |
рублей |
419 526,48 |
421 378,15 |
423 038,29 |
Сумма ассигнований на единовременные страховые выплаты в году (средний размер единовременной страховой выплаты в году х число единовременных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
4 613 532,7 |
4 633 895,5 |
4 652 152,1 |
Ежемесячные страховые выплаты в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
95 635 123,1 |
102 088 826,1 |
108 651 328,9 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году: Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2025 году рассчитывается по формуле: ожидаемый средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2024 году х (1 + 11 х коэффициент индексации потребительских цен в 2024 году) / 12 х коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат, где 14 857,84 руб. - ожидаемый средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2024 году. Ожидаемый средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2024 году = средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2023 году х (1 + 11 х коэффициент индексации потребительских цен в 2023 году) / 12 х коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат, где 13 914,01 руб. - средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2023 году; |
рублей |
15 852,08 |
16 505,98 |
17 111,20 |
1,074 - коэффициент индексации потребительских цен в 2023 году; 1,073 - коэффициент индексации потребительских цен в 2024 году; 1,0 - коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат; |
|
|
|
|
В 2026 и 2027 годах средний размер ежемесячной страховой выплаты рассчитывается исходя из размера выплаты в предшествующем году с учетом индексации ее размера с февраля текущего года на индекс потребительских цен предшествующего года. |
|
|
|
|
Индекс потребительских цен в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года в предшествующем году |
|
107,3 |
104,5 |
104,0 |
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат. |
|
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Число ежемесячных страховых выплат в году (на основании значений за 2023 год) |
тыс. выплат |
6 032,97 |
6 184,96 |
6 349,72 |
Сумма ассигнований на ежемесячные страховые выплаты в году (средний размер ежемесячной страховой выплаты в году * число ежемесячных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
95 635 123,1 |
102 088 826,1 |
108 651 328,9 |
Доставка и пересылка страховых выплат в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
89 221,3 |
94 983,2 |
100 840,1 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году х средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
89 221,3 |
94 983,2 |
100 840,1 |
процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году |
% |
0,089 |
0,089 |
0,089 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
57 809 843,9 |
63 337 395,9 |
68 551 988,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
11 966 864,6 |
12 444 041,2 |
12 940 305,1 |
расходы на доставку |
тыс. рублей |
12,2 |
12,7 |
13,2 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
35 762 589,2 |
39 991 862,9 |
43 830 919,5 |
госзадание центрам реабилитации |
тыс. рублей |
10 080 377,9 |
10 901 479,1 |
11 780 750,3 |
содержание центров реабилитации |
тыс. рублей |
792 908,6 |
687 203,2 |
2 771 291,3 |
Расходы на содержание аппарата |
тыс. рублей |
12 253 0277,3 |
14 793 397,5 |
14 049 944,1 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
174 525 605,7 |
189 487 413,3 |
203 079 879,5 |
Средства на финансовое обеспечение покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда, предусматриваются в объеме не более одной двадцать четвертой общего объема расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
7 271 900,2 |
7 895 308,9 |
8 461 661,6 |
II. Доходы от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы, на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Размер среднего тарифа по видам экономической деятельности (далее - средний тариф страховых взносов) на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска составляет 0,52%
|
Единица измерения |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
Средний тариф страховых взносов в 2025 - 2027 годах |
% |
0,52 |
0,52 |
0,52 |
Фонд заработной платы в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России до 2027 года |
млрд. руб. |
52 291,0 |
57 796,0 |
62 612,0 |
Коэффициент корректировки фонда заработной платы для начисления страховых взносов на 2025 год прогнозируется в размере 1,041 (фонд заработной платы, на который начислены страховые взносы за 2023 год - 40 129,2 млрд. руб. / фонд заработной платы в 2023 году в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год - 38 541,0 млрд. руб.). В 2026 - 2027 годах принят на уровне прогнозируемого значения на 2025 год - 1,041 |
|
1,041 |
1,041 |
1,041 |
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России до 2027 года и коэффициент корректировки фонда заработной платы |
млрд. руб. |
54 434,9 |
60 165,6 |
65 179,1 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,9770 |
0,9770 |
0,9770 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году х средний тариф страховых взносов в году х коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. руб. |
276 551 066,0 |
305 665 314,2 |
331 135 899,6 |
Сумма пеней и штрафов (0,38% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне значения за 2023 год) |
тыс. руб. |
1 050 900,0 |
1 161 500,0 |
1 258 300,0 |
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс. руб. |
277 601 966,0 |
306 826 814,2 |
332 394 199,6 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных, заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
В связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
В связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.