Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 3 ноября 2015 года N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год", Федеральный закон от 13 июля 2024 года N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", признание утратившими силу отдельных положений Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и Федерального закона от 2 ноября 2023 года N 520-ФЗ "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (далее - Федеральный закон N 520-ФЗ) и закрепление особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2025 год путем частичной пролонгации действующих в 2024 году положений временного характера, в частности норм Федерального закона N 520-ФЗ.
I. Нормы, предлагаемые к пролонгации.
1. Законопроектом предлагается установить следующие особенности исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2025 году, ранее применявшиеся в соответствии с Федеральным законом N 520-ФЗ и сохраняющие свою актуальность в 2025 году.
В части долговой политики предлагается продлить норму, предусматривающую возможность предоставления государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов в пределах общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию этой программы и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета.
2. Законопроектом предлагается установить следующие особенности исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2025 году.
2.1. В части сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и долговой политики:
а) продлить норму, снимающую запрет на принятие расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) в части мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики;
б) продлить норму с уточнением редакции, снимающую запрет на принятие расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) в части финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с реализацией дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, включая граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены;
в) продлить норму о праве субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышать отдельные ограничения по объему государственного долга и дефицита бюджета на объем бюджетных средств, направляемых на мероприятия, связанные с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики;
г) продлить норму, с уточнением редакции, о праве субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышать отдельные ограничения по объему государственного долга и дефицита бюджета на объем бюджетных средств, направляемых на финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с реализацией дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, включая граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены.
2.2. В части казначейского обслуживания и казначейского сопровождения в целях повышения ликвидности единого казначейского счета законопроектом предлагается продлить положения о:
а) перечислении субсидий юридическим лицам, не подлежащих казначейскому сопровождению, а также субсидий и средств, получаемых федеральными государственными автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, на счета, открытые в органах Федерального казначейства в целях казначейского обслуживания;
б) осуществлении территориальными органами Федерального казначейства контроля путем казначейского сопровождения за использованием добровольных взносов (пожертвований) на цели, установленные при их предоставлении;
в) перечислении средств, подлежащих казначейскому сопровождению, источником которых являются средства из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляется сразу на расчетный счет поставщика товаров (без открытия лицевого счета участника казначейского сопровождения в органе Федерального казначейства).
Законопроектом предлагается также продлить действие иных положений, определяющих особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, актуальность которых сохранится в 2025 году.
Кроме того, в условиях текущей и прогнозируемой экономической и геополитической ситуации, в целях нивелирования последствий для развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления законопроектом предлагается продлить приостановку отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), устанавливающих ограничения в бюджетном процессе.
Законопроектом не предусмотрено продление действия положений Федерального закона N 520-ФЗ, которые носили разовый характер.
II. Иные положения, которые предлагается предусмотреть в законопроекте.
1. Предусмотрено приостановление действия абзаца второго пункта 2 статьи 74.1 Бюджетного кодекса (в отношении федерального бюджета) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 августа 2024 г. N Пр-1639 по оптимизации структуры государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны", поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.В. Мантурова от 29 августа 2024 г. N МД-П4-28393, согласно которым необходимо установить возможность отражения расходов на выполнение отдельных публичных нормативных обязательств не индивидуально по каждой выплате, а с укрупнением по однородным категориям выплат.
2. Предусмотрено основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования), не получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, по решению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации) в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на экономику, обеспечением обороны и безопасности, включая оказание социальной поддержки, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе с превышением общего объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), объема государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга).
3. Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции.
4. Государственное (муниципальное) задание не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания в связи с приостановлением (ограничением) деятельности учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
5. Размещение федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации, необходимой для уплаты платежей за выполнение работ, оказание услуг такими учреждениями при принятии ими такого решения.
Реализация возможности размещения федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации, необходимой для уплаты платежей за выполнение работ, оказание услуг такими учреждениями, не потребует выделения дополнительного финансирования и будет осуществляться в пределах доведенных Федеральному казначейству бюджетных ассигнований и установленной штатной численности.
6. Дополнительное основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" в случае перераспределения (увеличения) на основании решений, принимаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетных ассигнований на цели, связанные с финансовым обеспечением реализации национальных проектов, в том числе с перераспределением соответствующих бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом, в совокупности в течение года в пределах 20 процентов от общего годового объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию соответствующего национального проекта без увеличения предусмотренного в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" общего объема бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
7. В целях недопущения нарушения сроков реализации и снижения качества реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, законопроектом предлагается установление мер ответственности в виде повышения процентной ставки вдвое.
8. В целях обеспечения интересов казны Российской Федерации в случае безвозмездной передачи государственной корпорации (государственной компании) активов, поступивших в федеральную собственность на основании судебных решений, во исполнение указания Президента Российской Федерации от 15 марта 2024 г. N Пр-494 законопроектом предлагается установить, что государственная корпорация (государственная компания) после принятия в 2025 году Правительством Российской Федерации решения о передаче ей в качестве имущественного взноса Российской Федерации активов, поступивших в федеральную собственность на основании судебных решений, обеспечивает перечисление в федеральный бюджет денежных средств в размере 50 процентов от рыночной стоимости переданного актива, определенной на основании отчета независимого оценщика при отчуждении актива из федеральной собственности, в срок, не превышающий 3 месяца со дня поступления актива в собственность государственной корпорации (государственной компании), а Правительством Российской Федерации обеспечивается проведение мероприятий по оценке активов.
9. В связи с изменениями в налоговом законодательстве Российской Федерации законопроектом предусматривается с 1 января 2025 года изменение норматива распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.
10. Объем расходов федерального бюджета на дорожную деятельность определяется на основании положения Бюджетного кодекса.
Указанный объем определяется как базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и прогнозного значения объема доходов, определенных пунктом 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса.
Объем бюджетных ассигнований в рамках Федерального дорожного фонда не может быть ниже определенного Бюджетным кодексом.
Вместе с тем в ходе исполнения федерального бюджета в целях опережающего финансирования объектов дорожного хозяйства перераспределяются бюджетные ассигнования с иных мероприятий с одновременным "возвратом" в соразмерном объеме, что в последующие годы приводит к несоответствию положениям Бюджетного кодекса.
Кроме того, Правительством Российской Федерации ведется работа по корректировке размера налоговой ставки по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо в целях определения расходов на дорожную деятельность на уровне не ниже ранее определенных и запланированных.
Объем Федерального дорожного фонда в 2025 году согласно проекту федерального бюджета составит 1 308,4 млрд рублей (+5,1% к показателям 2025 года утвержденного федерального бюджета), в 2026 году - 1 474,0 млрд рублей (+11,9% к показателям 2026 года утвержденного федерального бюджета), в 2027 году - 1 474,5 млрд рублей (+12% к показателям 2026 года утвержденного бюджета).
В этой связи законопроектом предусматривается приостановление действия пункта 2 статьи 179.4 Бюджетного кодекса.
Законопроект предлагается ввести в действие со дня его официального опубликования, что обеспечит возможность наиболее оперативного учета его положений при формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
При этом законопроектом предлагается часть 12 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" признать утратившей силу с 1 февраля 2025 года в целях сохранения на январь 2025 года установленного указанным Федеральным законом норматива распределения доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в январе платежи в бюджет уплачиваются за декабрь предыдущего года, по действующим ставкам).
11. Законопроектом предусмотрено предоставление начиная с 2025 года единого межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на обязательное пенсионное страхование, объем которого будет определяться в том числе с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, возмещения расходов в связи с зачетом в страховой стаж отдельных периодов, реализации прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пенсий граждан с учетом начисленных, но неуплаченных страховых взносов.
Государство продолжит нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам в части обязательного пенсионного страхования и в случае необходимости соответствующие бюджетные ассигнования будут своевременно увеличены с целью безусловного обеспечения всех социальных обязательств.
12. Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", предусматривающие продление на 2025 год переходного периода в части индексации страховых пенсий с 1 января текущего года на индекс роста потребительских цен.
В этой связи законопроектом также устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2025 года.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" предусмотрена индексация страховых пенсий с 1 февраля - на 4,5%, а с 1 апреля - на 2,2%. В соответствии с законопроектом предусмотрено вместо двух индексаций обеспечить единую индексацию с начала года на 7,3%.
13. Законопроектом предусматривается приостановление норм, регламентирующих установление прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, установление прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, начиная с 2026 года федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период с учетом инфляции прошлого года.
В условиях высоких инфляционных рисков, сохраняющих возможность превышения фактической инфляции над прогнозной, предлагаемое изменение позволит более оперативно реагировать на инфляционные риски независимо от ситуации с медианными доходами граждан для актуализации зависимых от прожиточного минимума размеров пособий и выплат.
При этом с учетом высоких темпов медианного дохода в 2023 году, предполагается сохранить действующий порядок на 2025 год и обеспечить увеличение прожиточного минимума на 14,8%.
14. Законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в целях учета пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части корректировки условий применения отдельными категориями плательщиков страховых взносов единого пониженного тарифа страховых взносов.
15. Положениями законопроекта предусматривается при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитывать наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.