Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях защиты прав граждан, которые, являясь участниками дорожно-транспортных происшествий, будучи невиновными в совершении происшествия и при отсутствии у виновника страхового полиса обязательного страхования (далее - полис ОСАГО) оказываются в положении, при котором затруднительно и практически невозможно реализовать свое право на возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), а также в целях побуждения водителей (собственников) транспортных средств к исполнению обязанностей по обязательному страхованию гражданской ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
В настоящее время обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлена Законом об ОСАГО и направлена, в первую очередь, на защиту прав потерпевших и на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, т.е. при столкновении транспортных средств (ДТП).
Именно наличие полиса ОСАГО у виновника происшествия защищает потерпевших в ДТП и гарантирует им право на получение возмещения за вред, причиненный здоровью или имуществу потерпевшего, а также здоровью пассажиров, в пределах установленных лимитов ответственности страховщика по ОСАГО.
В то же время отсутствие полиса страхования у виновника происшествия зачастую нарушает права потерпевшего (потерпевших), поскольку в таком случае виновник дорожно-транспортного происшествия должен самостоятельно в полном объеме возмещать ущерб в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, что последний не всегда может и намерен делать.
В целях обеспечения исполнения требования Закона об ОСАГО об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством без полиса ОСАГО (часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Указанной частью предусматривается наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
По данным Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, в 2023 году в республике выявлено 8736 административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ.
Также в Кабардино-Балкарской Республике отмечается увеличение количества рассмотренных судами гражданских дел о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, с участием граждан, гражданская ответственность которых не была застрахована в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО.
По данным Управления судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике, в 2021 году судами рассмотрено 159 дел указанной категории, в 2022 году - 204 дел, в 2023 году - 344 дел.
Кроме того, в Кабардино-Балкарской Республике отмечается уменьшение количества заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
По данным Центрального Банка России в Кабардино-Балкарской Республике в 2022 году было застраховано 133 тысячи автомобилей, в 2023 году - 131 тысяча автомобилей.
При этом, согласно сведениям Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, в 2022 году на территории республики зарегистрировано 314174 единиц авто-мототранспортных средств, в 2023 году - 318049 единиц.
Полагаем, что неисполнение владельцами транспортных средств обязанности по страхования своей гражданской ответственности связано с относительно низкой суммой административного штрафа, который предусмотрен частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ (800 рублей, который может быть уменьшен до 400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), по сравнению со стоимостью полиса ОСАГО.
В итоге вождение транспортного средства без полиса ОСАГО приводит к следующему:
- увеличение количества ДТП, в которых у виновника отсутствует полис ОСАГО, что приводит к нарушению прав потерпевшего на получение возмещения;
- увеличение количества судебных процессов по искам о возмещении ущерба между потерпевшим и виновником ДТП. Как следствие - увеличение работы судов, а также службы судебных приставов;
- увеличение количества штрафов в размере 800 рублей на одного и того же водителя (400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), которые, несмотря на их привлечение к административной ответственности, не спешат оформлять полис ОСАГО ввиду "мягкости" административного наказания;
- увеличение количества ДТП, оформление которых невозможно без участия уполномоченных сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, поскольку обязательным для оформления факта ДТП без их привлечения является наличие у всех сторон происшествия полиса страхования. Как следствие - повышается объем работы сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые могли бы в указанное время осуществлять контроль за дорожным движением.
Таким образом, усматривается явное несоответствие меры ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ, степени общественной вредности противоправного действия.
Также надо отметить, что санкция части 2 статьи 12.37 КоАП РФ с 2013 года остается неизменной, несмотря на увеличение доходов владельцев транспортных средств, а также увеличения с каждым годом количества зарегистрированных автотранспортных средств. В связи с этим размер штрафа является необременительным, и, на наш взгляд, не сдерживает от совершения новых правонарушения как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Решение указанной проблемы считаем возможным путем дополнения статьи 12.37 КоАП РФ новой частью 3, устанавливающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а именно за повторное неисполнение владельцем транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.
Ответственность за совершение указанных правонарушений предлагается установить в виде наложения административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей.
Кроме того, в связи с проектными изменениями предлагается внести корреспондирующее уточнение в часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ, в которой присутствует ссылка на правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ.
Полагаем, что более строгое наказание за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ, будет способствовать увеличению количества лиц, заключающих договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и соответственно, уменьшится количество случаев, в которых потерпевшие будут ограничены в своих правах на возмещение ущерба от ДТП, что в свою очередь приведет к достижению целей Закона об ОСАГО.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.