Досье на проект федерального закона
В настоящее время иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
По обращению Комиссии Государственной Думы по вопросам миграционной политики Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен анализ состояния законности в сфере приема экзаменов по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее - экзамен), и выдачи иностранным гражданам соответствующего сертификата, который подтвердил выводы о наличии серьезных нарушений в организации выдачи сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
За последние три года органами внутренних дел выявлено более 2,7 тысяч фактов незнания русского языка иностранными гражданами, имеющими сертификаты, возбужден ряд уголовных дел по итогам выявления и пресечения противоправной деятельности организованных групп, а также отдельных лиц, специализирующихся на проведении фиктивных экзаменов.
Действующий порядок предусматривает возможность привлечения образовательными учреждениями на договорной основе третьих лиц для проведения экзамена. В результате деятельность сторонних организаций приводит к выявляемым фактам нарушений миграционного законодательства, формирования подложных экзаменационных документов без фактической проверки уровня владения языком.
В связи с этим законопроектом предлагается установить запрет организациям, уполномоченным на проведение экзамена, передавать права и обязанности по проведению экзамена и выдаче сертификата третьим лицам, а также привлекать третьих лиц к организации проведения экзамена в части приема документов, информационного обеспечения, организационно-техническому обеспечению процедуры проведения экзамена.
Кроме того, законопроектом предлагается установить исключительное полномочие Правительства Российской Федерации определять перечень образовательных организаций, уполномоченных на проведение экзамена, на основании предложений Минобрнауки России по согласованию с МВД России и Рособрнадзором, что позволит обеспечить высокую степень контроля и качества проведения экзамена.
Законопроект поддержан Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Минобрнауки России, МВД России, Минцифры России, Минюстом России.
Реализация Федерального закона, прежде всего, направлена на упреждение и пресечение противоправной деятельности, связанной с незаконной миграцией, и на обеспечение государственной и общественной безопасности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.