Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 729111-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции является одним из основных направлений миграционной политики.
Регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на ее территории и приобретение гражданства Российской Федерации обеспечивает комплексный подход в противодействии незаконной миграции.
Анализ состояния преступности свидетельствует о росте числа преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. Так, правоохранительными органами в первом полугодии 2024 г. выявлено на 132,5% больше фактов организации незаконной миграции по сравнению с прошлым годом.
В 2023 г. за организацию незаконной миграции было осуждено 879 лиц, что почти на 30% больше по сравнению с 2022 г.
Законопроект направлен на создание дополнительных механизмов противодействия организации незаконной миграции и обеспечения общественной безопасности.
Преступления, связанные с организацией незаконной миграции, безусловно, представляют высокую общественную опасность, и требуют адекватных пресекательных мер как за тяжкие преступные деяния.
Отсутствие в санкциях действующей редакции статьи 322.1 УК РФ "Организация незаконной миграции" низших пределов лишения свободы приводит к тому, что за совершение данного преступления может назначаться уголовное наказание несоразмерное содеянному.
Законопроектом предлагается сбалансировать уголовную ответственность за отдельные виды организации незаконной миграции, повысив уголовно-правовую оценку уровня их общественной опасности.
В частности, предлагается установить обязательные минимальные пороги ответственности в частях 1 и 2 статьи 322.1 "Организация незаконной миграции", что позволит обеспечить соразмерность и неотвратимость наказания.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 322.1 "Организация незаконной миграции" новой частью 3, отнеся к числу особо тяжких преступлений организацию незаконной миграции, совершенную организованной группой или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации, установив наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового.
Кроме того, законопроектом в части 2 статьи 322.1 "Организация незаконной миграции" вводятся новые квалифицирующие признаки - совершение данного преступления с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Учитывая, что данные преступления нередко совершаются лицами, использующими служебное положение, наряду с высоким общим уровнем ответственности законопроектом предусматривается дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.
Кроме того, законопроектом предусматриваются повышенная уголовная ответственность за преступления, связанные с фиктивной регистрацией и постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства.
Наряду с этим законопроектом предусматриваются меры квалифицированной и повышенной ответственности за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, а именно повышаются санкции и вводятся новые квалифицирующие признаки - совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.
Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации.
Реализация Федерального закона, прежде всего, направлена на упреждение и пресечение преступной деятельности, связанной с незаконной миграцией, и на обеспечение государственной и общественной безопасности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия организации незаконной миграции" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия организации незаконной миграции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.