Досье на проект федерального закона
В настоящее время право на обращение является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности. В повседневной жизни в Российской Федерации граждане широко применяют предоставленное им законом право на обращение в надежде, что им помогут отстоять нарушенные права и законные интересы.
Вместе с тем не все заявители реализуют свое право добросовестно. Информационная инфраструктура законодательных органов субъектов Российской Федерации - членов Южно-Российской Парламентской Ассоциации на системной основе подвергается спам-рассылкам, которые осуществляются, как правило, посредством направления массовых обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения действительно является лицо, указанное в обращении в качестве адресанта, то есть лицо, непосредственно заинтересованное в разрешении своих вопросов, не представляется возможным.
Использование почтовых сервисов, зарегистрированных на территории недружественных Российской Федерации иностранных государств, на сегодняшний день не отвечает требованиям о защите информации, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кроме того, направление обращения заявителя с использованием таких сервисов предполагает, что персональные данные заявителя - гражданина Российской Федерации, которые он должен указать в обращении в силу Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", фактически будут храниться вне территории Российской Федерации, что противоречит нормам Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Доля обоснованных, мотивированных и не содержащих признаки спам-рассылки обращений, отправленных с адресов электронной почты, зарегистрированной в иностранной доменной зоне, не превышает пяти процентов.
Более того, в ходе недружественных действий (хакерских атак) с территорий отдельных иностранных государств в отношении информационной инфраструктуры органов публичной власти Российской Федерации посредством использования адресов электронной почты, зарегистрированных в иностранной доменной зоне, могут возникнуть препятствия для реализации права граждан на обращение в форме электронного документа.
На подобное злоупотребление своими субъективными правами со стороны недобросовестных заявителей государство обязано реагировать и пресекать подобные действия, дезорганизующие работу органов публичной власти всех уровней.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" разработан в целях совершенствования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления в форме электронного документа. С учетом требований к информационной безопасности представляется целесообразным уточнить требования к обращению гражданина в форме электронного документа и указать, что для получения ответа или уведомления о переадресации в обращении гражданина в форме электронного документа должен быть указан электронный адрес, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне. В случае, если в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, не будет указан адрес электронной почты, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне, ответ на обращение даваться не будет.
Актуальность указанного вопроса отмечена Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, а также законодательными органами субъектов Российской Федерации - членами Южно-Российской Парламентской Ассоциации, предложение по его решению концептуально поддержано.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.