Досье на проект федерального закона
В силу новых требований к такси весь 2023 год в России растут цены на этот вид транспорта. Рост цен в отдельных регионах достигает 44%, а по данным Росстата, с января по сентябрь средняя стоимость поездки выросла на 16% и побила исторический рекорд десятилетней давности.
Для некоторых категорий работающих граждан использование услуг такси является далеко не роскошью, а производственной необходимостью, так как начинают или заканчивают рабочую смену они в ночное время, когда общественный транспорт уже не ходит либо в целом неразвита сеть общественного транспорта в определенной местности и нет иных общедоступных способов добираться на работу.
Ответственные работодатели предусматривают такие траты в трудовом договоре и оплачивают услуги такси для сотрудников, обеспечивают проезд. Однако законодательно данная обязанность работодателя не закреплена, что влечет уменьшение дохода тех работников, чьи руководители не заботятся об этих расходах. Возникает существенная разница в предоставляемых работодателями условиях труда вопреки принципу равенства в трудовых отношениях.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому к обязанностям работодателя добавится обеспечение проезда работника до места работы и обратно при отсутствии возможности воспользоваться общественным транспортом (ночные смены, неразвитая сеть общественного транспорта в определенной местности, чрезвычайные обстоятельства и иные схожие обстоятельства).
Инициатива согласуется с позицией Министерства финансов РФ (письмо Минфина от 22.12.2022 N 03-04-07/125960), что такая оплата работодателем такси не приводит к возникновению у работников дохода, подлежащего обложению налогом на доходы, при соблюдении двух условий: - оплата работодателем проезда своих сотрудников в ночное время до места работы и обратно обусловлена производственной необходимостью и отсутствием у работников возможности воспользоваться общественным транспортом; - оплата производится в пользу транспортной организации, осуществляющей такие перевозки.
При этом исходя из сложившейся практики организация налогоплательщик вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и соответственно уменьшить полученные доходы, подлежащие налогообложению.
Законопроект доработан с учетом позиции стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, поддержавшей концепцию настоящего проекта федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета в части обеспечения проезда работников организациями, финансируемыми из бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.