Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования законодательства в области регулирования деятельности особых экономических зон (далее - ОЭЗ).
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" резидент ОЭЗ - арендатор земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, не вправе отдавать арендные права в залог. Ранее указанное ограничение снималось, когда резидент ОЭЗ выкупал земельный участок себе в собственность, сделать это было возможно уже на этапе осуществления на нем строительства. В действующей редакции Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" установлено, что выкуп резидентом ОЭЗ земельного участка возможен только после выполнения условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, когда финансирование инвестиционного проекта уже осуществлено.
В целях привлечения внешнего заемного финансирования для реализации инвестиционных проектов резидентов ОЭЗ на этапе строительства предлагается снять ограничения по передаче резидентами ОЭЗ арендных прав на предоставленные им земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в залог. Снятие указанных ограничений позволит резидентам ОЭЗ привлечь дополнительные объемы внешнего заемного финансирования, в том числе льготного, со стороны российских кредитных организаций и институтов развития в целях реализации инвестиционных проектов, значимых для регионального развития.
Аналогичный подход применяется для резидентов Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Правил предоставления управляющей компанией Арктической зоны Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. N 91, согласно которым полномочные органы вправе дать резиденту Арктической зоны согласие на передачу в залог права аренды земельного участка.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые законопроектом решения окажут положительное влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, в части целей "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации" потребуется:
1) принятие постановления Правительства Российской Федерации "О порядке передачи арендатором арендных прав в залог на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории особой экономической зоны".
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнители: Минфин России, Минстрой России, Росимущество.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия Федерального закона;
2) внесение изменений в приказ Минэкономразвития России от 12 апреля 2006 г. N 95 "Об утверждении примерных форм Договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков для обеспечения функционирования особых экономических зон".
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Срок подготовки - 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.