Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях устранения несовершенства правового регулирования, препятствующего субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) - производителям лимонадов и напитков, которые изготовлены на основе питьевой или минеральной воды с добавлением сахара, меда или сахарного сиропа, быть получателями финансовой поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Так, статьей 17 Федерального закона установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона финансовая поддержка субъектов МСП, предусмотренная статьей 17 Федерального закона, не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и минеральных питьевых вод, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.
В соответствии с критериями, установленными Кодексом, сахаросодержащими напитками признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно.
Таким образом, субъекты МСП - производители, а также субъекты, реализующие лимонады и напитки, которые изготовлены на основе питьевой или минеральной воды с добавлением сахара, меда или сахарного сиропа, лишены возможности быть получателями финансовой поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона, что препятствует развитию предпринимательской деятельности прежде всего в отрасли производства напитков и лимонадов.
О количестве субъектов МСП, потенциально претендующих на получение финансовых мер государственной поддержки, могут свидетельствовать данные из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП). Согласно данным Реестра МСП, в Российской Федерации зарегистрированы 6,5 миллиона субъектов МСП, из них 182 203 субъекта МСП занимаются реализацией напитков и почти 3 146 субъектов МСП осуществляют производство безалкогольных напитков (согласно основному коду ОКВЭД).
Необходимо отметить, что оказание финансовой поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств местных бюджетов субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию сахаросодержащих напитков, в настоящее время не представляется возможным в связи с запретом, установленным частью 4 статьи 14 Федерального закона.
В то же время на территории Пермского края с 2018 года до 1 июля 2023 года за счет средств бюджета Пермского края предоставлялась финансовая поддержка, предусмотренная статьей 17 Федерального закона, в виде предоставления субсидий субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере обрабатывающего производства. Ежегодно получателями субсидии становились в том числе производители сахаросодержащих напитков. В свою очередь, при получении финансовой поддержки получатели субсидий принимают на себя обязательства по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения Пермского края. За период 2018 - 2023 годов в Пермском крае поддержку получили 247 субъектов МСП из сферы обрабатывающего производства, из них 10 субъектов МСП, осуществляющих производство безалкогольных напитков. Анализ эффективности реализации программы финансовой поддержки субъектов МСП за счет средств регионального бюджета показал высокие результаты развития производственного сектора: получателями поддержки создано более 1 500 новых рабочих мест, на 1 млн. рублей полученной поддержки субъекты МСП в отраслях обрабатывающей промышленности создают в среднем 7 новых рабочих мест, увеличился оборот предприятий, а также существенно выросли налоговые отчисления (в том числе страховые взносы). По данным УФНС по Пермскому краю, рост налоговых отчислений получателей поддержки за период 2018 - 2022 годов составил 1 326,0 млн. рублей. При этом среднесписочная численность субъектов МСП - получателей поддержки за 2018 - 2022 годы увеличилась на 1 200 человек.
Анализ и мониторинг практики поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой на региональном уровне в других регионах Российской Федерации, показал, что одной из наиболее распространенных финансовых мер региональной поддержки является предоставление субсидий на приобретение оборудования субъектами МСП из сферы обрабатывающего производства, в том числе производителями безалкогольных напитков.
Вместе с тем начиная с 1 июля 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ на производителей сахаросодержащих напитков установлена дополнительная финансовая нагрузка, связанная с оплатой акциза, а также с приобретением оборудования, необходимого для маркировки соковой и безалкогольной продукции. Программы поддержки производителей безалкогольной продукции, разработанные Центром развития перспективных технологий, позволяют лишь приобрести в рассрочку оборудование для маркировки либо получить часть компенсации за указанное оборудование. При этом дополнительные доходы в федеральный бюджет от поступлений акцизов на сахаросодержащие напитки ожидаются в размере 35 млрд. рублей ежегодно.
Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг, в том числе сахаросодержащих напитков, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. При этом положения части 4 статьи 14 Федерального закона ограничивают такую возможность для субъектов, МСП - производителей сахаросодержащих напитков.
В настоящее время на территории Российской Федерации сложилась ситуация, когда под запрет на предоставление государственной финансовой поддержки попали только субъекты МСП, осуществляющие производство и (или) реализацию сахаросодержащих напитков, тогда как иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие аналогичную деятельность, могут воспользоваться мерами государственной финансовой поддержки на безвозмездной и безвозвратной основе.
Таким образом, в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ и действующей редакцией части 4 статьи 14 Федерального закона на субъектов МСП, осуществляющих производство сахаросодержащих напитков, наложена повышенная финансовая нагрузка и одновременно с этим установлен запрет на получение финансовой поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона, что препятствует развитию МСП, прежде всего в отрасли производства напитков и лимонадов.
Принятие законопроекта позволит обеспечить доступ субъектов МСП - производителей лимонадов и напитков, которые изготовлены на основе питьевой или минеральной воды с добавлением сахара, меда или сахарного сиропа, к мерам финансовой поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона, а также будет способствовать формированию благоприятного климата для развития отрасли производства безалкогольных напитков и лимонадов, что приведет к развитию предприятий, появлению новых рабочих мест и росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП), в Российской Федерации зарегистрированы 6,5 миллиона субъектов МСП, из них 182 203 субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) занимаются реализацией напитков и почти 3 146 субъектов МСП осуществляют производство безалкогольных напитков (согласно основному коду ОКВЭД), или 3,2% от общего количества субъектов МСП.
Согласно статистике Росстата, объем производства безалкогольных напитков в Российской Федерации за последние три года стабильно рос: в 2020 году - 1 033 млн. дал, в 2021 году - 1 240 млн. дал, в 2022 году - 1 247 млн. дал, в 2023 году - 1 252 млн. дал. Производство безалкогольных напитков в январе - феврале 2024 года снизилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года - до 112,2 млн. дал (в 2023 году - 115,3 млн. дал).
За период 2021 - 2023 годов объем федеральных средств, направленных на оказание финансовой поддержки субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию сахаросодержащих напитков, не превышал 0,4%-1% от общего объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а количество получателей не превысило 3% от всех получателей поддержки.
Расчет финансовых затрат за счет средств бюджетных ассигнований из федерального бюджета на оказание государственной поддержки субъектам МСП в виде предоставления субсидий произведен на основании федеральных законов о бюджете 1, распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2023 года N 3716-р "О внесении изменений в распределение объемов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации на 2023 и 2024 годы", постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года N 1325-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Экономическая политика и инновационное развитие".
Объем расходов федерального бюджета, предусмотренный для распределения бюджетам субъектов Российской Федерации в плановом периоде 2021 - 2023 годов на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", в том числе на примере Пермского края, представлен в таблице.
Объем федеральных субсидий, предусмотренный для распределения бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
таблица (тыс. рублей)
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Средства федерального бюджета в Российской Федерации (всего) |
12 432 226,9 |
14 826 646,0 |
17 761 314,5 |
45 020 187,4 |
1.1. в том числе Пермскому краю |
370 643,70 |
162 561,60 |
211 152,30 |
744 357,6 |
2. Федеральные субсидии регионам Российской Федерации на финансовую поддержку в виде грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, и субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно |
1 600 000,0 |
2 100 000,0 |
2 322 854,2 |
6 022 854,2 |
2.1. в том числе Пермскому краю на финансовую поддержку в виде грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, и субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно |
22 078,7 |
39 669,3 |
54 924,4 |
116 672,4 |
Исходя из данных таблицы, объем федеральной субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в 2021 - 2023 годах на оказание поддержки составил 45 020 187,4 тыс. рублей (15 006 729,0 ежегодно), в том числе 6 022 854,2 тыс. рублей, или 13,4% от общего объема субсидии из федерального бюджета на оказание прямой финансовой поддержки (субсидии, гранты) субъектам МСП, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Получателями финансовой поддержки, в том числе за счет средств федерального бюджета, за указанный период стали субъекты МСП 2 в количестве 11 771.
На примере Пермского края проведен расчет объема бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оказание поддержки субъектам МСП, в том числе производителям безалкогольных напитков, а также субъектам, осуществляющим реализацию такой продукции:
объем федеральной субсидии, предоставленной бюджету Пермского края в 2021 - 2023 годах на оказание поддержки малого и среднего предпринимательства, составил 744 357,6 тыс. рублей, в том числе 116 672,4 тыс. рублей (15,7% от общего объема субсидии) на оказание прямой финансовой поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 209-ФЗ.
В Пермском крае по итогам оказания государственной поддержки в виде предоставления грантов в 2021 - 2022 годах финансовая поддержка, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставлена 136 субъектам МСП на общую сумму 64 100,0 тыс. рублей, в том числе 4 субъектам МСП, осуществляющим реализацию сахаросодержащих напитков (3% от всех получателей поддержки), на общую сумму 2 000,0 тыс. рублей, или 3,1% от общей суммы предоставленных грантов субъектам МСП и 0,4% от общей суммы субсидии, выделенных Пермскому краю из федерального бюджета в 2021 - 2022 годах 3 (533 205,3 тыс. рублей).
Таким образом, количество субъектов МСП, осуществляющих производство и (или) реализацию сахаросодержащих напитков, получателей финансовой поддержки в Российской Федерации ежегодно составляло порядка 3%, или 120 субъектов МСП от всех получателей поддержки в Российской Федерации. Учитывая максимальную сумму гранта в рамках указанной финансовой поддержки (500 тыс. рублей), сумма бюджетных ассигнований из федерального бюджета составила для указанной категории МСП не более 60 000 тыс. рублей ежегодно, или не более 0,4% от общего объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета ежегодно 4.
В свою очередь, отрасль производства безалкогольных напитков на территории Российской Федерации за период 2021 - 2023 годов на фоне ухода с рынка иностранных производителей стала успешно развиваться, что подтверждается ежегодным ростом объема производства.
В то же время в связи с вступлением в силу отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации 5 с 2023 года на производителей напитков устанавливается дополнительная финансовая нагрузка, связанная с оплатой акциза, а также с приобретением оборудования, необходимого для маркировки соковой и безалкогольной продукции, при этом доход в федеральный бюджет от поступлений акцизов на сахаросодержащие напитки прогнозировался в размере 35 млрд. рублей ежегодно.
Также с 1 июля 2023 года положениями части 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ указанным субъектам МСП также ограничивается доступ к финансовой поддержке, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Тогда как статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанная финансовая поддержка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг, в том числе сахаросодержащих напитков, предусмотрена.
В результате коллизии между положениями части 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ и пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в действующих редакциях, доступ к финансовой поддержке ограничен только субъектам предпринимательства, имеющим статус субъекта МСП, тогда как иным субъектам предпринимательства, в том числе производителям сахаросодержащих напитков, доступ к финансовой поддержке не ограничен.
Снятие ограничения доступа к финансовой поддержке для субъектов МСП - производителей сахаросодержащих напитков в условиях санкционных ограничений определяется как цель создания объективных мер по снижению рисков функционирования отрасли в ситуации рыночной неустойчивости.
Несмотря на актуальность поддержки промышленного производства, в настоящее время сложились объективные противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения. Проблема ограничения субъектов МСП в предоставлении государственной поддержки на фоне дополнительной нагрузки на отрасль в виде уплаты акциза, становится более явной.
Реализация государственной политики, направленной на обеспечение равного доступа субъектов МСП к мерам государственной поддержки, на создание равных условий в ее предоставлении в соответствии с положениями, установленными для иных предпринимателей, не имеющих статус субъекта МСП, станет основой для стимулирования предпринимательства и развития промышленности. При этом объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимый для оказания финансовой поддержки субъектов МСП, осуществляющих производство и (или) реализацию сахаросодержащих напитков, не превысит 0,4%-1% от общего объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
------------------------------
1 Федеральные законы от 8 декабря 2020 года N 385-Ф3 "О федеральном бюджете на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", от 6 декабря 2021 года N 390-Ф3 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
2 По данным Министерства экономического развития Российской Федерации.
3 Статистика за 2023 год не приводится в связи с отсутствием возможности у субъектов МСП участвовать в отборе на предоставление грантов с момента вступления в силу положения федерального законодательства об отнесении сахаросодержащих напитков к подакцизным товарам.
4 60 000/15 006 729 х 100 = 0,4%, где 60 000 тыс. рублей - ежегодный объем субсидии из федерального бюджета на финансовую поддержку, 15 006 729,0 тыс. рублей - средний ежегодный объем субсидии из федерального бюджета на поддержку в целом.
5Федеральный закон от 21 ноября 2022 года N 443-Ф3 "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.