Досье на проект федерального закона
Принятие Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) существенно изменило подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, которая в настоящее время основана на управлении рисками причинения ущерба (вреда) и внедрении системы профилактики нарушения обязательных требований.
В связи с этим в настоящее время периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется отнесением объектов контроля к соответствующей категории риска, а основаниями для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий являются индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Кроме того, в целях установления нового правового регулирования контрольно-надзорной деятельности и снижения административной нагрузки на бизнес Федеральным законом N 248-ФЗ закреплено внедрение новых форм контрольных (надзорных) мероприятий (кроме проверок), а также введена новая терминология.
Необходимо также отметить, что с учетом действующих мер, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", направленных на снижение административной нагрузки на бизнес, плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в исключительных случаях и в наиболее значимых для общества сферах. Их проведение обусловлено уровнем тяжести возможного причинения ущерба (вреда) охраняемым законом ценностям.
Кроме того, Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) внесены изменения, устанавливающие запрет на привлечение контролируемых лиц к административной ответственности без проверки.
При таких условиях и с учетом изменившегося правового регулирования общественная значимость каждого проводимого контрольного (надзорного) мероприятия существенно возрастает, а воспрепятствование проведению данных мероприятий влечет значительно более серьезные последствия, чем это было ранее.
Совершение такого административного правонарушения не только затрудняет реализацию полномочий органа государственного контроля (надзора), но также может свидетельствовать о стремлении объекта контроля скрыть иные нарушения законодательства. Кроме того, указанные действия влекут несвоевременное выявление нарушений обязательных требований, которые, в свою очередь, создают риск наступления неблагоприятных последствий. Нанесенный ущерб и затраты на его ликвидацию могут быть несопоставимо выше штрафных санкций, установленных за воспрепятствование проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
При этом в настоящее время в некоторых случаях контролируемым лицам выгоднее воспрепятствовать проведению контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках которых могут быть выявлены административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, чем допустить проведение таких мероприятий. Это обусловлено тем, что санкциями отдельных составов административных правонарушений предусмотрены штрафы для должностных и юридических лиц в значительно больших размерах, по сравнению с размерами административных штрафов для таких лиц, предусмотренными в связи с их уклонением от проверки (такая ситуация характерна для административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.8, частями 2 и 3 статьи 14.1.3, статьей 20.4 КоАП РФ).
Так, например, негативная практика уклонения от проверок особенно широко распространена в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг управляющими организациями. С учетом серьезных последствий, которые влечет нарушение лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами (штраф для юридических лиц - до трехсот пятидесяти тысяч рублей, а также при определенных условиях - аннулирование лицензии), уклонение от проведения проверки является одним из способов ухода от ответственности. Такая ситуация неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов граждан и может создавать условия для возникновения угрозы их жизни и здоровью (в частности, вследствие систематического нарушения управляющей компанией требований законодательства в части содержания общего имущества собственников многоквартирного дома).
Вместе с тем административный штраф должен носить профилактический характер, отвечать целям административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений и устанавливаться в размере, который делает невыгодным несоблюдение установленных законодательством обязательных требований и совершение административных правонарушений.
С учетом изложенного проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предлагается синхронизировать положения Федерального закона N 248-ФЗ и КоАП РФ в части используемой терминологии, а также усилить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, а также за повторное совершение такого правонарушения.
Законопроектом предлагается увеличить штрафные санкции по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ за совершение вышеназванных действий (бездействия), повлекших невозможность проведения или завершения проверки, для должностных лиц до размера от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, для юридических лиц - до размера от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей, а также распространить действие названной части на совершение указанных действий, повлекших невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора).
За повторное совершение указанных правонарушений (часть 3 статьи 19.4.1 КоАП РФ) размер административного штрафа предлагается установить для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Проектируемые изменения будут способствовать более ответственному подходу организаций и их должностных лиц к осуществлению своей деятельности, исполнению требований действующего законодательства, снижению количества административных правонарушений, а также повышению эффективности обеспечения прав и законных интересов граждан.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.