Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья от 15 октября 2024 г. N 120/2
на проект федерального закона N 727325-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
(в части продления особенностей финансирования оказания медицинской помощи)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 30 сентября 2024 года (протокол N 189, пункт 69) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 727325-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает изменение сроков реализации отдельных положений статьи 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 16-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Закон N 16-ФЗ) в целях формирования проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" с учетом продления переходного периода на 2025 год.
Законопроект подготовлен в целях продления с 1 января 2025 года до 1 января 2026 года особенностей финансирования оказания медицинской помощи гражданам на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые регионы), а также определения источника финансового обеспечения оказания медицинской помощи на территориях новых регионов.
Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в новых регионах расширены и включают в свой состав не только средства бюджетов новых регионов, но и средства федерального бюджета, а также средства Федерального фонда ОМС.
Кроме того, законопроект предусматривает дополнение в части конкретизации источника финансирования оказания в 2025 году скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и первичной медико-санитарной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и оказываемых в федеральных медицинских организациях лицам, проживающим на территориях новых регионов (за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС новых регионов).
Законопроектом предусматривается возможность в 2025 году устанавливать нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области иной срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (далее - реестр), чем тот, который установлен частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), что позволит планомерно, по степени готовности включать в реестр медицинские организации новых регионов.
Вводится норма о порядке расчета страховых взносов на ОМС неработающего населения в новых регионах в 2025 году с финансовым обеспечением за счет бюджетных ассигнований бюджетов новых регионов.
Продлевается на 2025 год положение о финансовом обеспечении оказания медицинской помощи лицам, имеющим полис ОМС, проживающим на территориях новых регионов, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, а также в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации, в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС, за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС новых регионов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок доведения территориальными фондами ОМС новых регионов средств до медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и оплаты оказанной ими медицинской помощи устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено, что в случае недостаточности межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС на вышеназванные цели, финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным лицам на территориях новых регионов будет осуществляться в 2025 году за счет средств бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, передаваемых в бюджеты соответствующих территориальных фондов ОМС.
В соответствии с изменениями на 2025 год продлевается положение о финансовом обеспечении оказания медицинской помощи, не входящей в базовую программу ОМС, лицам, проживающим на территориях новых регионов, незастрахованным по ОМС, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти данных регионов, за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области аналогично 2024 году, сформированных, в том числе, за счет предоставления из федерального бюджета бюджетам указанных регионов дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов указанных субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предлагается урегулировать получение медицинской помощи методом заместительной почечной терапии при хронической почечной недостаточности, оказываемой в медицинских организациях негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС иных субъектов Российской Федерации, так как в ряде регионов данная медицинская помощь в амбулаторных условиях оказывается исключительно в таких медицинских организациях.
Принимая во внимание, что принятие законопроекта продолжит последовательную интеграцию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в правовое поле Российской Федерации, а также обеспечит защиту прав граждан на оказание медицинской помощи, обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта.
Одновременно Комитет отмечает наличие внутреннего противоречия в части 6.7, которой предлагается дополнить статью 5 Закона N 16-ФЗ.
Указанной частью статьи 5 Закона N 16-ФЗ в качестве источника финансирования медицинской помощи, оказываемой жителям новых регионов методом заместительной почечной терапии частными медицинскими организациями иных субъектов Российской Федерации, предлагаются межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам регионов, в которых эта медицинская помощь будет осуществляться. При этом устанавливаемый Минздравом России порядок доведения указанных средств указан в отношении медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти новых регионов, а не субъектов Российской Федерации, в которых указанная медицинская помощь будет осуществляться.
В целях реализации норм законопроекта потребуется внесение изменений в два нормативных правовых акта Правительства Российской Федерации, а также издание ведомственного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживают законопроект.
У Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Счетной палаты Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеется.
У Правового управления Государственной Думы концептуальных замечаний на законопроект не имеется.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона 727325-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 15 октября 2024 года (протокол N 120/2).
Председатель Комитета |
Б.Н. Башанкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.