Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения предмета федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - федеральный контроль), в части его осуществления в отношении организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда.
Законодательством Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) определено, что организация контрольных (надзорных) мероприятий по каждому виду федерального контроля определяется исходя из предмета и объекта государственного контроля (надзора).
Согласно части второй статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации предметом федерального контроля является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с частью первой статьи 25 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" оценка соблюдения обязательных требований, установленных указанным федеральным законом, осуществляется в рамках федерального контроля.
Вместе с тем в предмет федерального контроля включена проверка соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда только работодателями, но не организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда. В связи с этим проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении указанных организаций в настоящее время возможно только в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230, срок действия которого истекает 31 декабря 2025 г.
Практика контрольной (надзорной) деятельности свидетельствует об имеющихся нарушениях законодательства о специальной оценке условий труда организациями, проводящими специальную оценку условий труда, что влияет на качество и результаты специальной оценки условий труда. Так, по сведениям Роструда, за период с 1 января по 1 июля 2024 года территориальными органами Роструда было установлено 53 нарушения законодательства о специальной оценке условий труда организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести в часть вторую статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации изменение, предусматривающее включение в предмет федерального контроля соблюдение организациями, осуществляющими специальную оценку условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Реализация положений законопроекта позволит обеспечить осуществление федерального контроля в отношении организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, а также повысить качество проведения специальной оценки условий труда.
Законопроект содержит обязательное требование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в связи с чем установлен особый порядок вступления его положений в силу.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности либо бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Реализация положений законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально - экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации"
I. Признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении измененияв статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации" не требуется.
II. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации":
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Срок принятия - 1 марта 2025 г. Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - Роструд.
III. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации" не требуется.
IV. Признание утратившими силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации" не требуется.
V. Изменение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации" не требуется.
VI. Принятие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 353 Трудового кодекса Российской Федерации" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.