Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях развития отечественного производства альтернативных компонентов гражданской авиационной техники (РМА), необходимых для замещения оригинальных расходных частей, применяемых при ремонте иностранных компонентов, отечественными предприятиями.
По состоянию на 2024 год, несмотря на активные шаги по совершенствованию авиационного законодательства Российской Федерации, данный вопрос остается не разрешенным.
РМА-производители (Part Manufacture Approval) - это компании, которые сертифицированны авиационными властями для изготовления альтернативных авиационных запасных частей и компонентов в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативной документации, определяющей порядок сертификации типа, разработчиков и изготовителей.
С начала 90-х годов XX века РМА-компоненты стали активно распространяться на рынках регионов мира, помимо США. Отмечается, что оригинальные производители авиационных запасных частей (ОЕМ-производители) также стали активно работать на рынке РМА-компонентов, составляя альтернативу своим OEM-конкурентам. Например, компания Pratt & Whitney один из наиболее активных игроков на рынке РМА-компонентов для двигателей семейства CFM56, являющегося разработкой их конкурента CFM International (объединение французской SNECMA и американской General Electric).
Анализ мировой практики показывает, что развитие РМА-компонентов требует нормативного обеспечения и создания системы, аналогичной COS - системе непрерывной эксплуатационной безопасности.
Рынок РМА-компонентов активно развивается. РМА-компоненты приобретаются и используются крупнейшими авиаперевозчиками мира. В частности, в Китае уже одобрено более 400 производителей таких компонентов.
Учитывая, что дефицит запасных частей иностранного производства в условиях антироссийских санкций и ограничений, введенных западными поставщиками, в ближайшее время не будет устранен, можно сделать вывод о том, что рынок альтернативных запасных частей будет активно развиваться на территории РФ. Однако, в случае если нормативное регулирование будет "догонять" фактическую потребность отрасли, высока вероятность, что вместо цивилизованного рынка РМА-компонентов, перевозчики столкнутся с серым рынком неаутентичных компонентов.
Учитывая тот факт, что в рамках Постановления Правительства от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" (приложение N 12) предусмотрена возможность использования импортируемых РМА-компонентов, произведенных по правилам аналогичным FAA, складывается ситуация, при которой китайские и иранские РМА-поставщики имеют привилегии по сравнению в отечественными предприятиями промышленности. Также, в отсутствие перспективы РМА-регулирования в Российской Федерации, создаются предпосылки вывода производства таких компонентов в Китай, так как для установки импортируемой РМА-запчасть с китайскими документами качества на самолет в России требуется меньше бюрократических процедур.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Воздушного кодекса Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
- Федеральные авиационные правила о требованиях к изготовителям комплектующих изделий гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта.
Ответственный: Министерство транспорта Российской Федерации.
- Перечень комплектующих изделий гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта;
- Правила оформления одобрения на изготовление и установку комплектующих изделий гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта, и его форма;
- Требования к комплектующим изделиям гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта.
Ответственный: Росавиация
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.