Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 727323-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 727323-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2024 года одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
Законопроект разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Законопроектом предусмотрено, что в 2025 году и в плановый период 2026 и 2027 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Таким образом, в 2025 году и в плановый период 2026 и 2027 годов сохраняются установленные 32 страховых тарифа (от 0,2% до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Средний тариф страховых взносов в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов прогнозируется в размере 0,52% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включены в базу для начисления страховых взносов.
Одновременно сохраняется льгота, предоставленная организациям любых организационно-правовых форм и индивидуальным предпринимателям, по уплате страховых взносов в размере 60% от размера страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных застрахованным лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) прогнозируются в 2025 году в сумме 277,6 млрд. руб., в 2026 году - 306,8 млрд. руб. и в 2027 году - 332,4 млрд. рублей.
При этом согласно пояснительной записке общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2025 году составит 174,5 млрд. рублей, в 2026 году - 189,5 млрд. рублей, в 2027 году - 203,1 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
Также в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что при расчете расходов на ежемесячные и единовременные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2025 году - 1,073 (по 2024 году), в 2026 году - 1,045 (по 2025 году), в 2027 году - 1,040 (по 2026 году).
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2025 года - 141 480,16 рублей, с 1 февраля 2025 года - 151 808,21 рублей, с 1 февраля 2026 года - 158 639,58 рублей, с 1 февраля 2027 года - 164 985,16 рублей), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2025 - 2027 годах - 2 млн. рублей).
Как отмечает Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в своем заключении комитета-соисполнителя, бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 2006 года исполняется с профицитом, размер которого планируется в 2025 году в объеме 118,84 млрд. рублей, в 2026 году - 135,78 млрд. рублей и в 2027 году - 155,55 млрд. рублей.
Таким образом, планируемый объем поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечит исполнение в 2025 году и в плановый период 2026 и 2027 годов обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (соисполнитель) рекомендует к принятию в первом чтении проект Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Комитет также отмечает, что "...положения Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" пролонгируются более 10 лет и обеспечивают формирование бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с постоянным профицитом, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о принятии законодательного акта о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на постоянной основе (без ежегодного внесения законопроекта) с соответствующим внесением изменений в статью 21 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении сообщает, что концептуальных замечаний правового характера и замечаний юридико-технического характера не имеется.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 448557-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", а также сообщает о его поддержке Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель).
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 727323-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.