Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию
на проект федерального закона N 729100-8 "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(о запрете организации и проведения экзамена по русскому языку для иностранных граждан третьими лицами)
внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, И.А. Яровой, О.В. Морозовым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 729100-8 "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о запрете организации и проведения экзамена по русскому языку для иностранных граждан третьими лицами), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, И.А. Яровой, О.В. Морозовым и другими, и в отношении положений законопроекта, относящихся к компетенции Комитета, считает возможным отметить следующее.
Законопроект направлен на совершенствование организационных условий проведения предусмотренного статьей 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для получения иностранными гражданами разрешения на работу (патента), разрешения на временное проживание и вида на жительство (далее - экзамен).
Законопроектом во изменение действующих норм Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривается:
1) передача полномочий по определению перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен, Правительству Российской Федерации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, будут включаться в перечень на основании предложений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, согласованных с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки;
2) установление запрета для организаций, не включенных в перечень, организовывать, проводить экзамен или участвовать в любой иной форме в процедуре проведения экзамена.
Предлагаемые законопроектом изменения будет способствовать решению актуальных проблем в сфере миграционной политики.
По информации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2023 года на территории Российской Федерации и за ее пределами экзамен проводился в 1106 местах при участии более чем 250 посредников (преимущественно коммерческих организаций) в процедуре сдачи экзамена.
По состоянию на начало апреля 2024 года на территории Российской Федерации экзамен проводился в 429 местах при участии 181 посредников в процедуре сдачи экзамена.
Организация и проведение экзамена на базе посредников не позволяла осуществлять надлежащий контроль за процедурой его проведения, партнеры не несли ответственность за качество проверки знаний иностранных граждан и не были заинтересованы в достижении основных целей экзамена.
Кроме того, сложился системный подход к экзамену, выражающийся в исключительной коммерциализации указанной деятельности в целях извлечения прибыли.
Для окончательного искоренения такого подхода, учитывая серьезное влияние сферы миграционной политики на отношения, связанные с обеспечением безопасности граждан Российской Федерации, было бы целесообразно в дополнение к предлагаемым законопроектом изменениям рассмотреть возможность установления единой стоимости услуги по проведению экзамена на всей территории Российской Федерации.
Реализация предлагаемых авторами законопроекта мер позволит обеспечить учет позиции всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при формировании перечня организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для получения иностранными гражданами разрешения на работу (патента), разрешения на временное проживание и вида на жительство. Также запрет на передачу любых функций по проведению экзамена третьим лицам будет способствовать усилению контроля за проведением экзамена и повышению прозрачности процедуры его проведения.
Принимая во внимание изложенное, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 729100-8 "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о запрете организации и проведения экзамена по русскому языку для иностранных граждан третьими лицами), внесенного депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, И.А. Яровой, О.В. Морозовым и другими.
Председатель Комитета |
С.В. Кабышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.