Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях предотвращения рисков возникновения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, предметом которых является определение налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) добычи драгоценных металлов.
Как показывает судебная практика, при исчислении НДПИ в отношении концентратов, содержащих как золото и серебро, так и металлы платиновой группы, в отношении налоговой базы (стоимость добытого полезного ископаемого) не могут применяться единовременно различные налоговые ставки по НДПИ в размере 6 процентов или 6,5 процента, а также различные значения рентного коэффициента К РЕНТА, равного 1 или 3,5.
Кроме того, неоднозначное толкование положений пункта 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации приводит к судебным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу использования понижающих коэффициентов к мировым ценам драгоценных металлов при определении стоимости единицы химически чистого металла в целях исчисления НДПИ.
В целях устранения противоречий в законодательстве законопроектом предусматривается проведение оценки стоимости концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов, исходя из суммы произведений количества каждого драгоценного металла, содержащегося в концентрате или полупродукте, и их средних цен на мировом рынке за соответствующий налоговый период (в рублях за грамм, что учитывает отраслевую специфику), а также установление налоговой ставки по НДПИ в размере 6 процентов в отношении всех концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов.
При этом указанная стоимость концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов, определяется на основании средних цен на мировых рынках драгоценных металлов, рассчитываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и размещаемых на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что потребует принятия соответствующего нормативного правового акта указанным федеральным органом исполнительной власти.
В этой связи законопроектом предусмотрено вступление в силу Федерального закона по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДПИ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не устанавливает, не изменяет и не отменяет обязательные требования. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не потребует дополнительных расходов и средств федерального бюджета.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики выявил необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", может привести к возникновению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 235 млн. рублей в год.
Указанные выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будут компенсированы за счет планируемого увеличения производства концентратов и других полупродуктов, содержащих один или несколько драгоценных металлов, на 7 процентов в год, что соответствует среднегодовому темпу роста добычи драгоценных металлов за период 2018 - 2023 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона мО внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ ФАС России от 23 марта 2023 г. N 155/23 "Об утверждении порядка определения показателей Цжр, Цм, Цн, Цпл, Цп, Цз, Цкб, Цуг, Цо".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного правового акта, - ФАС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
2) приказ ФНС России от 8 декабря 2023 г. N ЕД-7-3/944@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного правового акта, - ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.