Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) вносятся изменения, направленные на совершенствование правовой регламентации вопросов, связанных с контролем за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.
В разделе VIII Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) закреплены правовые основы осуществления контроля за поведением условно осужденных. При этом вопросы организации контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, положениями УИК не регламентированы.
Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2021 г. N 119 в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, внесены изменения в части наделения ФСИН России полномочиями по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания. Реализация данной функции возложена на уголовно-исполнительные инспекции, которыми в 2021 году организована постановка на учет более 52,3 тыс. лиц, освобожденных условно-досрочно. За 2022 год по учетам уголовно-исполнительных инспекций прошли более 53 тыс. освобожденных условно-досрочно, а в 2023 году - 62544 человек, за I полугодие 2024 года - 43692 человека.
Согласно сведениям статистической отчетности ФСИН России в I полугодии 2024 года из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации освобождено условно-досрочно от отбывания наказания 6672 человека, в 2023 году - 19830 человек.
Законопроектом предусматривается закрепление правовых основ организации осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, наделение Минюста России полномочиями по определению порядка осуществления такого контроля, в частности:
порядка ведения персонального учета лиц, в отношении которых будет осуществляться контроль;
порядка осуществления контроля уголовно-исполнительными инспекциями за исполнением лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания обязанностей, возложенных на них судом;
обязанности указанной категории осужденных, в том числе являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации, с указанием периодичности явки.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что контроль за поведением военнослужащих, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, будет осуществляться командованием их воинских частей (по аналогии с положениями действующего законодательства в отношении условно осужденных военнослужащих).
Военнослужащие в период прохождения военной службы находятся в пределах строго установленных административных предписаний, предусматривающих, в том числе контроль за соблюдением установленных порядка и правил. В этой связи дополнительного правового регулирования по данному вопросу не требуется.
Принимая во внимание, что реализация положений законопроекта потребует подготовки ряда нормативных правовых актов, предусмотрена отлагательная норма вступления в силу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" потребует:
1. Внесения изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729.
Цель - внесение изменений, касающихся определения ФСИН России специализированным государственным органом, уполномоченным на осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания.
Содержание правового регулирования - внесение изменений, предусматривающих наделение уголовно-исполнительных инспекций полномочиями по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России;
2. Издания приказа Минюста России об утверждении порядка осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания.
Цель - установление порядка осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания.
Содержание правового регулирования - установление ответственности за уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, оснований для признания осужденного скрывшимся от осуществления контроля уголовно-исполнительными инспекциями.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.