Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 октября 2024 г. N 5.1-01/2711@
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 22 октября 2024 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 727330-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу 30 сентября 2024 года Правительством Российской Федерации в целях уточнения положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и Федерального закона от 12 июля 2024 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в рамках формирования проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования. В частности, в часть первую Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие возможность взимания туристического налога в качестве единого налогового платежа, а также устанавливающие на период с 1 января по 31 декабря 2025 года процентную ставку пени для организаций в зависимости от количества дней просрочки исполнения обязанности по уплате налогов. Кроме того, внесены в Федеральный закон от 25 февраля 2022 года N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" изменения, касающиеся распространения с 1 января 2025 года проведения эксперимента на территории всех субъектов Российской Федерации с введением в действие названного специального налогового режима законом субъекта Российской Федерации. Также принята поправка сенаторов Российской Федерации А.А. Шевченко, О.Е. Голова, А.Н. Епишина, Н.В. Любимова, С.Н. Рябухина.
Федеральным законом вносятся изменения в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 "Акцизы", 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций", 25.3 "Государственная пошлина", 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", 26.2 "Упрощенная система налогообложения", 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции", 26.5 "Патентная система налогообложения", 30 "Налог на имущество организаций", 33.1 "Туристический налог", 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса.
В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС) Федеральным законом устанавливается пониженная налоговая ставка 10 процентов при реализации на территории Российской Федерации племенной продукции при наличии у налогоплательщика племенного свидетельства (паспорта), выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ "О племенном животноводстве", а также при ввозе такой продукции на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Предусматривается освобождение от исполнения обязанности составления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или упрощенную систему налогообложения и при этом освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В целях обложения акцизами Федеральным законом предусматривается отнесение к сахаросодержащим напиткам обогащенной пищевой продукции и квасов с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно. Одновременно увеличивается ставка акциза на сахаросодержащие напитки с 7 рублей до 10 рублей за 1 литр.
Кроме того, в целях получения дополнительных доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Федеральным законом увеличиваются ставки акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, сидр, пуарэ, медовуху, пиво, сигареты, папиросы, а также на нефтепродукты. Вводятся фиксированные ставки акцизов на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол. При этом уточняется порядок определения налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, направляемое на переработку.
Также Федеральным законом устанавливается, что налоговые вычеты в отношении сумм акциза, начисленных при получении (оприходовании) фармацевтической субстанции спирта этилового организацией, имеющей свидетельство на производство фармацевтической продукции, применяются при представлении налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт производства из фармацевтической субстанции спирта этилового соответствующих товаров (лекарственных средств, лекарственных препаратов, медицинских изделий) и факт их реализации.
Согласно Федеральному закону, в целях обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) доходами по операциям с ценными бумагами признаются также доходы от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.
Федеральным законом предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ доходов, полученных работниками культуры в виде единовременных компенсационных выплат, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Действующей редакцией Налогового кодекса такая льгота предусмотрена в отношении доходов, полученных медицинскими и педагогическими работниками.
Федеральным законом устанавливаются особенности обложения НДФЛ реализации (погашения) замещающих еврооблигаций Российской Федерации, полученных налогоплательщиком в результате обмена (замещения) государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (еврооблигаций Российской Федерации). Для целей Налогового кодекса замещающими еврооблигациями Российской Федерации признаются замещающие еврооблигации Российской Федерации, централизованный учет прав на которые осуществляется центральным депозитарием, которые выпущены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2024 года N 677 "О дополнительных мерах по исполнению перед резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте".
Также предусматривается, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться доходы в виде стоимости замещающих еврооблигаций Российской Федерации, полученных в результате обмена (замещения) еврооблигаций Российской Федерации, а также расходы в виде стоимости еврооблигаций Российской Федерации.
В связи с Указом Президента Российской Федерации от 27 января 2024 года N 73 "О временном порядке раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми иными лицами" в Налоговом кодексе устанавливается порядок обложения НДФЛ, а также налогом на прибыль организаций сделок (операций) в случае частичного получения физическим лицом и (или) организацией акций (долей в уставном капитале) экономически значимой организации (частичном получении права на вступление в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации).
Федеральным законом предусматривается повышение с 15 до 20 процентов ставки налога на прибыль организаций по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся на организованном рынке ценных бумаг облигациям российских организаций.
Федеральным законом предусматривается повышение размеров государственной пошлины за совершение таких юридически значимых действий, как государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременений данного имущества или сделок с данным имуществом (с 22 000 рублей до 44 000 рублей), государственная регистрация договоров аренды, уступки прав требования по договорам аренды, если такие договоры подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (с 350 рублей до 4 000 рублей для физических лиц, с 1 000 рублей до 44 000 рублей для организаций).
Федеральным законом устанавливается новый вид государственной пошлины за юридически значимые действия, связанные с лицензированием деятельности по хранению и торговле оружием. Кроме того, увеличиваются размеры государственной пошлины в области оборота оружия, связанные в том числе с разрешением на его хранение, ношение и использование, транспортированием оружия и (или) патронов.
Федеральным законом предусматривается льгота для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и занимающихся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также для отдельных категорий граждан, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, обеспечивающих (обеспечивавших) выполнение задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Размер государственной пошлины устанавливается с учетом коэффициента 0,5.
Федеральным законом предусматривается продление на 5 лет срока действия особого налогового режима по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря. Одновременно на 5 лет устанавливается налоговая ставка 34 процента по налогу на прибыль организаций при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на таком месторождении.
Федеральным законом расширяется возможность применения установленной Налоговым кодексом нулевой ставки по НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, также при использовании газа и газового конденсата для производства аммиака и (или) водорода на новых производственных мощностях, на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа.
Федеральным законом продлевается на 5 лет срок применения нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти из залежей углеводородного сырья, отнесенных к баженовским продуктивным отложениям, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2020 года составляет более 1 процента.
В целях стимулирования новых инвестиционных проектов уточняются условия применения повышающего коэффициента КМКР к ставке по НДПИ в отношении многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, никель и (или) металлы платиновой группы, для участков недр, впервые поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2024 года в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах".
Кроме того, Федеральным законом на 2025 год отменяется установленный Налоговым кодексом механизм увеличения суммы НДПИ, исчисленной налогоплательщиками, являющимися в течение всего налогового периода организациями - собственниками объектов Единой системы газоснабжения, при добыче газа горючего природного по совокупности всех участков недр, лицензия на пользование которыми выдана таким организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, на величину 50 000, выраженную в миллионах рублей.
Федеральным законом от уплаты налога на имущество организаций освобождаются системообразующие территориальные сетевые организации, территориальные сетевые организации - в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, вне зависимости от класса их напряжения, а также организации, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, - в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.
Федеральным законом устанавливается, что для целей главы 33.1 "Туристический налог" средства размещения, в которых оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", то есть указанные услуги признаются объектом обложения туристическим налогом. При этом устанавливается, что налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, уплачивают туристический налог в размере минимального налога (произведение 100 рублей и количества суток проживания). Обращаем внимание, что действующая редакция названного Федерального закона наличие такого реестра не предусматривает.
Федеральным законом уточняется порядок обложения страховыми взносами вознаграждений членам совета многоквартирного дома в рамках трудовых договоров или по гражданско-правовым договорам.
Федеральным законом изменяется механизм исчисления пониженных тарифов страховых взносов для ряда категорий плательщиков, согласно которому предусматривается рассчитывать сумму выплат для применения единого пониженного тарифа страховых взносов, как превышение над величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда. По действующей редакции Налогового кодекса единый пониженный тариф страховых взносов применяется в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 10 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной срок вступления их в силу, что согласуется с порядком вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренным статьей 5 Налогового кодекса. Отдельным положениям Федерального закона придается обратная сила посредством распространения их действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года, 1 июня 2024 года, 2 июля 2024 года, что также соответствует нормам статьи 5 Налогового кодекса.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "и" (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается федеральных налогов и сборов, финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 5 ноября 2024 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.И. Булавину, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Е.А. Перминовой, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.В. Двойных, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя Аппарата |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.