Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 727330-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в рамках формирования параметров федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Законопроектом также уточняются отдельные параметры законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в связи с принятием Федерального закона от 12 июля 2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ).
Законопроектом в частности предусматриваются следующие изменения.
1. В части налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) предусмотрено освобождение от составления счетов-фактур налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 145 (в редакции, вступающей в силу с 1.01.2025) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении предлагается дополнительно рассмотреть вопрос о распространении предлагаемого освобождения от составления счетов-фактур также на вновь созданные организации и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.
2. В части налогообложения акцизами
Законопроектом предусмотрено:
1) Корректировка ставок акцизов с учетом уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 18 процентов, сидр, пуаре, медовуху и пиво, установленные на 2025 год, с последующей соответствующей индексацией, а также ставок акцизов на сигареты, папиросы в части адвалорной составляющей.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту в результате повышения ставок акциза на винодельческую, табачную и никотиносодержащую продукцию в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации дополнительно поступит в 2025 - 2027 годах порядка 210 млрд. руб.
2) изменение ставок акцизов на нефтепродукты с корректировкой демпфирующей составляющей на нефтяное сырье, направленное на переработку, что приведет к дополнительным доходам в рассматриваемый период 2025 - 2027 годов в размере 515,3 млрд. руб.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции пункт 15 статьи 200 НК РФ, предусматривающей изменение порядка применения вычета сумм акцизов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, путем отказа от использования при определении подлежащей вычету суммы акциза формулы, которая предполагает корректировку сумм акциза с учетом специальных коэффициентов.
Вместе с тем в проектируемом абзаце третьем указанного пункта сохраняется прежний подход, согласно которому суммы акциза, начисленные при совершении операций оприходования прямогонного бензина при его выбытии или ином использовании, будут подлежать вычету с учетом коэффициента 1.
Необходимость его сохранения с учетом того обстоятельства, что применение коэффициента 1 не изменяет сумму акциза, которая подлежит вычету нуждается в дополнительном обосновании.
3) изменение в критерии определения подакцизных сахаросодержащих напитков в целях уменьшения потребления населением сахаросодержащих напитков, а также получения дополнительных средств, направляемых на финансирование здравоохранения.
3. В части налога на прибыль организаций
Предлагается увеличить с 15 до 20 процентов налоговую ставку по налогу на прибыль организаций по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций.
Налогоплательщикам предоставляется возможность амортизировать объекты основных средств и нематериальные активы, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета (далее - ФИНВ). Они включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости, уменьшенной на ФИНВ, определенный по этим объектам амортизированного имущества. Кроме того, предусмотрен запрет на применение ФИНВ к объектам основных средств и нематериальным активам, при формировании первоначальной стоимости которых соответствующие расходы учитывались с применением повышающего коэффициента.
4. В части государственной пошлины
Предусматривается индексация размеров государственной пошлины в области оборота оружия, в отношении частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. При этом для отдельных категорий граждан, в том числе граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уплата указанной пошлины предусмотрена с учетом коэффициента 0,5.
5. В части налога на добычу полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342.10 НК РФ установлен "нижний порог" значения коэффициента К МКР, используемого для исчисления налога на добычу полезных ископаемых в части многокомпонентных комплексных руд, в размере 2 555 руб. за тонну.
Федеральным законом N 176-ФЗ исключено действие такого "нижнего порога" в отношении многокомпонентной комплексной руды с низким содержанием полезных компонентов на новых участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края в целях стимулирования разработки соответствующих месторождений и реализации новых инвестиционных проектов (вступает в силу с 1 января 2025 года).
Законопроектом предлагается уточнить одно из условий такого не применения "нижнего порога" для участков недр, запасы которых впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2024 года с учетом отраслевого законодательства в целях исключения двойного толкования данной нормы.
6. В части налога на имущество организаций
До 1 января 2030 года продлевается срок применения особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества, уменьшенной на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
От налогообложения налогом на имущество организаций предлагается освободить организации в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 кВ включительно, а также предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования вне зависимости от класса напряжения указанного оборудования.
7. В части упрощенной системы налогообложения (далее - УСН)
В целях исключения фиктивной миграции бизнеса в регионы с более низкими налоговыми ставками по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), законопроектом устанавливается обязанность уплаты налога по новому месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в течение трех лет после изменения места их нахождения по налоговой ставке, действовавшей на территории того субъекта Российской Федерации, в котором налогоплательщики ранее применяли УСН, если размер этой ставки был выше размера действующей ставки в новом регионе.
Законопроектом также на 2025 год устанавливается величина коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения УСН, равная 1. При этом устанавливается, что ранее установленные коэффициенты-дефляторы с 1 января 2025 года не применяются.
8. В части страховых взносов
Для плательщиков, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, организаций, получивших статус участника проекта "Сколково" либо участников проекта об инновационных научно-технологических центрах, а также для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является вид экономической деятельности, включенный в раздел "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, с 1 до 1,5 минимального размера оплаты труда увеличивается сумма выплат в пользу физического лица, в отношении превышения выплат над которой применяется единый пониженный тариф страховых.
Поддерживая концепцию законопроекта, направленную на формирование параметров федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, Комитет предлагает ко второму чтению дополнительно обсудить и включить в законопроект предложения бизнес сообщества в части уточнения отдельных параметров законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе в связи с принятием Федерального закона N 176-ФЗ.
Комитет также считает целесообразным дополнить законопроект положениями о продлении срока действия временных норм, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2024 году, а также положениями, направленными на реализацию невыполненных поручений Президента Российской Федерации.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект сообщает об отсутствии замечаний и предложений.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 727330-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.