Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне
по проекту федерального закона N 727329-8 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 15 октября 2024 г. N 172/1.1)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 727329-8 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% (т.н. "понижающий коэффициент 0,54") и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающим 2%.
Годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
....... |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
.... |
2035 |
К-т |
54% |
56% |
58% |
60% |
....... |
68% |
70% |
72% |
74% |
76% |
78% |
80% |
82% |
84% |
|
100% |
Таким образом, к 1 января 2025 года в случае ежегодного увеличения ровно на 2% размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, должен был составить 80%.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2023 года N 547-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" установлено, что размер указанного денежного довольствия с 1 октября 2024 года составляет 89,83%.
Рассматриваемым законопроектом предлагается пролонгировать приостановление действия части второй статьи 43 Закона N 4468-I до 1 января 2026 года, а также установить размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-1 (т.н. "понижающий коэффициент") с 1 января 2025 года - 89,83% (т.е. сохранить прежний уровень) от размера указанного денежного довольствия.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
По мнению Правительства Российской Федерации, принятие законопроекта (как и ряда других законопроектов, внесенных в "пакете" с проектом федерального бюджета) позволит обеспечить сбалансированность федерального бюджета в 2025 - 2027 годах с учетом фактически поступающих доходов, необходимости осуществления приоритетных расходов и минимизации дефицита бюджета в соответствии с основными принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом.
Наряду с этим, проектом федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" предусмотрено повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции - 4,5% с 1 октября 2025 года, что, как следствие, в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 49 Закона N 4468-I, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, также с 1 октября 2025 года на 4,5%.
Необходимые объемы бюджетных ассигнований с учетом запланированной индексации предусмотрены проектом федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
Учитывая изложенное, а также позицию комитетов-соисполнителей, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.