Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты и установление особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году, в том числе путем пролонгации действующих в 2024 году положений временного характера, в частности норм Федерального закона от 2 ноября 2023 года N 520-ФЗ "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (далее - Федеральный закон N 520-ФЗ).
I. Законопроектом предлагается установить следующие особенности исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2025 году, ранее применявшиеся в соответствии с Федеральным законом N 520-ФЗ и сохраняющие свою актуальность в 2025 году.
В части долговой политики Российской Федерации предлагается продлить возможность предоставления государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов в пределах общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию этой программы и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета.
В целях сохранения возможности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечивать финансирование приоритетных расходов законопроектом предлагается продлить:
1) возможность принятия расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) в части мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, мер социальной поддержки граждан, определенных высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), установленных до 1 января 2024 года, финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с реализацией дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также с распространением указанной возможности на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленные на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, включая граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены;
2) возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции.
3) право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышать отдельные ограничения по объему государственного долга и дефицита бюджета на объем бюджетных средств, направляемых на мероприятия, связанные с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, бюджетных средств, направляемых на финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с реализацией дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также распространить указанное право на объем бюджетных средств, направляемых на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленные на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, включая граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены.
4) дополнительное основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования), по решению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации) в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на экономику, обеспечением обороны и безопасности, включая оказание социальной поддержки, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе с превышением размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), объема государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга).
При этом в 2025 году при внесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования) в соответствии с вышеуказанным основанием предусматривается возможность превышения общего объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) исключительно для субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не получающих дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Ранее такое право устанавливалось вне зависимости от уровня дотационности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В целях обеспечения возможности реагирования бюджетной политики на возникающие вызовы во всех регионах Комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о распространении на все субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) право вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования) с возможностью превышения общего объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены.
В части казначейского обслуживания и казначейского сопровождения для повышения ликвидности единого казначейского счета законопроектом предлагается продлить положения о:
1) перечислении субсидий юридическим лицам, не подлежащих казначейскому сопровождению, а также субсидий и средств, получаемых федеральными автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, на счета, открытые в органах Федерального казначейства в целях казначейского обслуживания;
2) осуществлении территориальными органами Федерального казначейства контроля путем казначейского сопровождения за использованием добровольных взносов (пожертвований) на цели, установленные при их предоставлении;
3) перечислении средств, подлежащих казначейскому сопровождению, источником которых являются средства из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляется сразу на расчетный счет поставщика товаров (без открытия лицевого счета участника казначейского сопровождения в органе Федерального казначейства).
Предлагается продлить на 2025 год положение о праве не признавать невыполненным государственное (муниципальное) задание в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания в связи с приостановлением (ограничением) деятельности учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
II. Законопроектом также предлагается установить новые особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, устанавливается дополнительное основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" в случае перераспределения (увеличения) на основании решений, принимаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетных ассигнований на цели, связанные с финансовым обеспечением реализации национальных проектов, в том числе с перераспределением соответствующих бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом, в совокупности в течение года в пределах 20 процентов от общего годового объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию соответствующего национального проекта без увеличения предусмотренного в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" общего объема бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
В целях обеспечения интересов казны Российской Федерации в случае безвозмездной передачи государственной корпорации (государственной компании) активов, поступивших в федеральную собственность на основании судебных решений, во исполнение указания Президента Российской Федерации от 15 марта 2024 года N Пр-494 законопроектом предлагается установить, что государственная корпорация (государственная компания) после принятия в 2025 году Правительством Российской Федерации решения о передаче ей в качестве имущественного взноса Российской Федерации активов, поступивших в федеральную собственность на основании судебных решений, обеспечивает перечисление в федеральный бюджет денежных средств в размере 50 процентов от рыночной стоимости переданного актива, определенной на основании отчета независимого оценщика при отчуждении актива из федеральной собственности, в срок, не превышающий 3 месяца со дня поступления актива в собственность государственной корпорации (государственной компании), а Правительством Российской Федерации обеспечивается проведение мероприятий по оценке активов.
Законопроектом предлагается установить, что в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, предусматривающих своевременное исполнение субъектом Российской Федерации обязательства в части сроков реализации инфраструктурного проекта (мероприятия), предусматривается увеличение в 2025 году размера платы за пользование указанным бюджетным кредитом в два раза (с 3 до 6% годовых).
Комитет отмечает, что данное предложение может быть применено только к инфраструктурным бюджетным кредитам, которые будут предоставляться с 2025 года, в связи с чем соответствующие положения законопроекта должны быть уточнены ко второму чтению.
В связи с изменениями налогового законодательства Российской Федерации законопроектом предусматривается изменение на период с 1 января 2025 года до 1 января 2031 года норматива распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (31,5% в федеральный бюджет, 68,5%:- в бюджеты субъектов Российской Федерации).
III. В части внесения изменений в отдельные законодательные акты законопроектом предусматриваются следующие положения.
Законопроектом предлагается средства федерального бюджета, предоставляемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", объединить в единый трансферт на обязательное пенсионное страхование, объем которого будет определяться в том числе с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, возмещения расходов в связи с зачетом в страховой стаж отдельных периодов, реализации прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пенсий граждан с учетом начисленных, но неуплаченных страховых взносов. При этом сохраняются самостоятельные трансферты на финансирование социальных выплат, таких как, например, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, и другие.
Комитет отмечает, что с учетом субсидиарной ответственности по всем обязательствам в части обязательного пенсионного страхования в случае необходимости соответствующие бюджетные ассигнования будут своевременно увеличены с целью безусловного обеспечения всех социальных обязательств.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", предусматривающие продление на 2025 год действующего подхода в части индексации страховых пенсий с 1 января текущего года на индекс роста потребительских цен, обеспечив индексацию с начала года на 7,3%. Увеличение затронет как неработающих, так и работающих пенсионеров. Законопроектом также устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2025 года.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающие упразднение института компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (далее - ТСР). Данные предложения направлены на снятие рисков недобросовестности поставщика. В настоящее время механизм электронного сертификата действует в полном объеме, в отдельных регионах сохраняется в дополнение к сертификату натуральное обеспечение. Для повышения обеспеченности инвалидов техническими средства реабилитации трансферт на обеспечение инвалидов ТСР из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации запланирован в объеме 75,44 млрд. рублей в 2025 году, что на 35,2% больше запланированного показателя на 2024 год, а также на 35% больше прогнозируемого 2025 года при принятии Федерального закона от 27 ноября 2023 года N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Комитет Государственной Думы по труду социальной политике и делам ветеранов обращает внимание на необходимость "безусловного обеспечения оплаты назначенных, но не выплаченных на дату вступления федерального закона в силу средств компенсации по приобретенным за собственный счет ТСР."
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает необходимость обеспечения возможности компенсации за ТСР, приобретенные до даты вступления федерального закона в силу. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос об установлении переходных положений в целях исключения правовой неопределенности в отношении указанного вопроса.
В условиях высоких инфляционных рисков для оказания необходимой социальной помощи законопроектом предусматривается установление прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, начиная с 2026 года федеральным законом о федеральном бюджете. При этом предполагается сохранить действующий порядок на 2025 год и обеспечить увеличение прожиточного минимума на 14,8%.
Законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральные законы от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 12 июля 2024 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в целях учета пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с законопроектом N 727330-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части корректировки условий применения отдельными категориями плательщиков страховых взносов единого пониженного тарифа страховых взносов с 1 до 1,5 минимальных размеров оплаты труда.
В целях повышения эффективности социальной поддержки и качественного улучшения положения семей с детьми положениями законопроекта предусматривается при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитывать наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов.
По мнению Комитета при доработке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в соответствии с вводимыми положениями законопроекта необходимо предусмотреть, что родители, которые по объективным причинам не имеют возможности работать, должны сохранить возможность получения пособия вне зависимости от объема доходов.
Комитет отмечает, что в целом законопроект направлен на установление правовых основ, необходимых для организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.