Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П (далее - Постановление) в части регулирования порядка ликвидации мест несанкционированного складирования отходов.
В соответствии с Постановлением федеральному законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
В целях реализации Постановления проектом федерального закона устанавливается порядок выявления территорий, загрязненных в результате сброса твердых коммунальных отходов объемом 5 кубических метров и более на территориях и объектах, не относящихся к объектам размещения отходов или к местам (площадкам) накопления отходов (далее - территории, загрязненные твердыми коммунальными отходами), а также определяются общие положения о порядке выявления и ликвидации загрязнения окружающей среды на таких территориях.
Определение параметров территории, загрязненной твердыми коммунальными отходами, связано с необходимостью исключения признания местом несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов любого, даже самого минимального объема, оставленных на земельном участке.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий; строений, сооружений, прилегающих территорий.
В связи с этим объем отходов менее 5 кубических метров может быть убран в рамках благоустройства территории при регулярной очистке территории от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Предлагаемое проектом федерального закона правовое регулирование корреспондирует с существующими положениями Закон N 89-ФЗ.
Так положениями статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления, статьей 8 Закона N 89-ФЗ, в том числе отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в настоящее время субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, имеют необходимые полномочия для организации обращения с твердыми коммунальными отходами в том числе в целях недопущения возникновения загрязнения территорий твердыми коммунальными отходами.
По общему правилу ликвидация территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами, является обязанностью виновных в образовании таких мест лиц.
Принимая во внимание, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проектом федерального закона предусмотрено, что в случае невозможности установления виновных в организации территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами лиц, органы государственной власти и местного самоуправления организуют реализацию своих функций по охране окружающей среды и обеспечивают ликвидацию таких мест.
Проектом федерального закона предусмотрен порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выявлении загрязнения территорий при осуществлении государственных земельного, экологического и лесного контроля (надзора), в рамках мероприятий по лесной охране.
Уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части выявления и организации ликвидации территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами за границами населенных пунктов, а также закрепляется за муниципальными образованиями обязанность по выявлению и организации ликвидации загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами в границах населенных пунктов, поскольку согласно позиции, отраженной в Постановлении, зачастую образование таких мест является следствием ненадлежащей организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) отходов.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральные законы от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Кроме того, проектом федерального закона устанавливаются случаи и порядок выявления и организации ликвидации загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами, при которых федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и подведомственные им организации будут реализовывать свои полномочия, направленные на ликвидацию территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами.
В целях обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующими финансовыми источниками проектом федерального закона вносятся изменения в статьи 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющие источники финансирования мероприятий по ликвидации территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами. Так ликвидация загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами, наряду с ликвидацией накопленного экологического вреда окружающей среде, определяется в качестве одного из первостепенных направлений использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, сумм штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Предлагаемый механизм правового регулирования вопросов, связанных с ликвидацией загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами, будет способствовать повышению обеспечения органами местного самоуправления и субъектами Российской Федерации соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, в том числе в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов, а также обеспечению контроля за работой региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Реализация проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.
Проект федерального закона вступает в силу с 1 января 2026 года.
Реализация предлагаемых проектом федерального закона решений не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствует.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализацию положений федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается осуществлять за счет средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.6, пунктом 1 статьи 75.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" поступающие платежи являются источником финансового обеспечения ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - "окрашенные" экологические платежи).
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 16.6, пункт 1 статьи 75.1 и пункт 1 статьи 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающие направление "окрашенных" экологических платежей также на выявление территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами объемом 5 кубических метров и более на территориях и объектах, не относящихся к объектам размещения отходов или к местам (площадкам) накопления отходов (далее - территории, загрязненные твердыми коммунальными отходами) и ликвидацию загрязнения окружающей среды, на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами.
В бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты) поступило денежных средств от фактически поступивших доходов, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за период 2021 г. в размере 26,9 млрд рублей за период 2022 г. в размере 25,1 млрд рублей, за период 2023 г. в размере 27,8 млрд рублей.
Положениями федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается направление "окрашенных" экологических платежей на мероприятия по выявлению территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходам, и ликвидацию загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами, наравне с мероприятиями по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156" (далее - постановление N 1156).
Обоснование необходимости подготовки: Федеральным законом устанавливаются требования к ликвидации загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами, включающие в себя организацию вывоза таких отходов на объекты обработки, утилизации, обезвреживания или размещения твердых коммунальных отходов.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением N 1156, необходимо дополнить положениями, предусматривающими особенности вывоза твердых коммунальных отходов, в ходе осуществления мероприятий по ликвидации загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами на объекты обработки, утилизации, обезвреживания или размещения твердых коммунальных отходов.
Сроки подготовки: до 1 сентября 2025 г.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Минэкономразвития России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 г. N 1370".
Обоснование необходимости подготовки: Федеральным законом уточняются положения статей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в части определения мероприятий по выявлению территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами, и ликвидации загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами, в качестве одного из приоритетных направлений использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, сумм штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: проектом постановления предусмотрено внесение изменений в Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 г. N 1370, в части обеспечения включения мероприятий по выявлению территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами, и ликвидации загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами, в план мероприятий субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым используются средства, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьями 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Сроки подготовки: до 1 сентября 2025 г.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Минфин России, Минюст России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении формы акта о выявлении территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами"
Обоснование необходимости подготовки: Федеральным законом предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливается форма акта о выявлении территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами, на основании которого органы, организации, предприятия, учреждения организуют ликвидацию загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных твердыми коммунальными отходами.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: проектом постановления устанавливается типовая форма акта о выявлении территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами части загрязнения земель, земельных участков, лесов отходами.
Сроки подготовки: до 1 сентября 2025 г.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы уведомления о невыполнении юридическим или физическим лицом в установленный срок выданного предписания об устранении выявленных нарушений в части загрязнения территорий твердыми коммунальными отходами, формы уведомления о выявлении территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами"
Обоснование необходимости подготовки: Федеральным законом предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливается форма уведомления о невыполнении юридическим или физическим лицом в установленный срок выданного предписания об устранении выявленных нарушений, а также форма уведомления о выявлении территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: проектом постановления устанавливаются типовые форма уведомления о невыполнении юридическими лицами или физическим лицом в установленный срок выданного предписания об установлении выявленных нарушений в части загрязнения территорий твердыми коммунальными отходами, а также форма уведомления о выявлении территорий, загрязненных твердыми коммунальными отходами.
Сроки подготовки: до 1 сентября 2025 г.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор, Рослесхоз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.