Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 44, ст. 4266; 2005, N 19, ст. 1752; N 40, ст. 3986; 2007, N 31, ст. 4007; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6065; 2009, N 45, ст. 5267; 2010, N 30, ст. 4006; 2011, N 1, ст. 10, 33; N 29, ст. 4289; N 30, ст. 4573; N 50, ст. 7346, 7351, 7352; 2013, N 30, ст. 4028, 4040; N 44, ст. 5624; N 48, ст. 6161; 2014, N 11, ст. 1098; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7548; 2015, N 10, ст. 1411; N 48, ст. 6711; 2016, N 18, ст. 2490; N 27, ст. 4223; 2017, N 31, ст. 4813, 4772; N 50, ст. 7548; 2018, N 32, ст. 5091; N 47, ст. 7131; 2020, N 9, ст. 1136; N 26, ст. 4001; 2021, N 1, ст. 10, 51; 2022, N 10, ст. 1398; N 29, ст. 5254, 5257; 2023, N 16, ст. 2759; N 32, ст. 6137; N 51, ст. 9147; 2024, N 33, ст. 4944, 4980) следующие изменения:
1) в части 4 статьи 4.8 слова "заявлены или переданы в орган" заменить словами "заявлены, переданы или поданы в суд, орган";
2) в главе 24:
а) в части 2.1 статьи 24.3 слова "в закрытом судебном заседании" заменить словами "и системы веб-конференции при закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении";
б) дополнить статьями 24.8 и 24.9 следующего содержания:
"Статья 24.8. Подача процессуальных документов участниками производства по делу об административном правонарушении
1. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении на бумажном носителе или при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. В случае подачи заявления, ходатайства, жалобы, протеста и иных документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, прилагаемые к ним документы должны быть представлены также в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
2. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участником производства по делу об административном правонарушении в суд посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в суд посредством Единого портала либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, могут быть подписаны простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке согласно правилам использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленным Правительством Российской Федерации (далее - простая электронная подпись), если настоящим Кодексом не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в суд посредством систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
4. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые осуществляют производство по делу, посредством Единого портала, либо через размещенный на официальном сайте государственного органа или Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - Личный кабинет), либо посредством систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Документы, указанные в абзаце первом настоящей части, могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностным лицам, которые осуществляют производство по делу, также посредством региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - региональный портал).
5. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в орган, должностному лицу, которые осуществляют производство по делу, посредством Единого портала, могут быть подписаны простой электронной подписью, если настоящим Кодексом не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, административную комиссию, иной коллегиальный орган, создаваемый в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, государственное учреждение, подведомственное органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, их должностным лицам, которые осуществляют производство по делу, посредством регионального портала, могут быть подписаны простой электронной подписью, если настоящим Кодексом не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в орган, должностному лицу, которые осуществляют производство по делу, через Личный кабинет либо посредством систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Статья 24.9. Изготовление, вручение и направление процессуальных документов
1. Предусмотренные настоящим Кодексом постановления, решения, определения, протоколы и другие процессуальные документы изготавливаются на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
В случае изготовления процессуального документа в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, дополнительно изготавливается экземпляр такого документа на бумажном носителе в порядке и случаях, установленных настоящим Кодексом, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий, в том числе по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении.
2. Изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, процессуальные документы при наличии технической возможности в суде, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, направляются участникам производства по такому делу следующими способами:
1) посредством Единого портала - в случае, если участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и если на Едином портале:
а) таким участником дано согласие на направление ему указанных документов посредством Единого портала, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта;
б) участником производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого постановление по делу об административном правонарушении вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, не выражен отказ от направления ему указанных документов посредством Единого портала;
2) посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;
3) способами, указанными в части 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, - при наличии выраженного в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, согласия лица на направление ему извещений такими способами;
4) посредством систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, процессуальные документы при наличии технической возможности у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, направляются участникам производства по такому делу следующими способами:
1) в Личный кабинет;
2) посредством Единого портала - в случае, если участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и если на Едином портале:
а) таким участником дано согласие на направление ему указанных документов посредством Единого портала, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта;
б) участником производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого постановление по делу об административном правонарушении вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, не выражен отказ от направления ему указанных документов посредством Единого портала;
3) способами, указанными в части 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, - при наличии выраженного в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, согласия лица на направление ему извещений такими способами;
4) посредством системы электронного документооборота участника производства по делу об административном правонарушении с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
4. Изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, процессуальные документы могут направляться участникам производства по делу об административном правонарушении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссией, иным коллегиальным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, государственным учреждением, подведомственным органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, их должностными лицами, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, одновременно посредством Единого портала и регионального портала при соблюдении следующих условий:
1) участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации на региональном портале и дано согласие на региональном портале на направление ему указанных документов посредством регионального портала;
2) участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и на Едином портале:
а) таким участником дано согласие на направление ему указанных документов посредством Единого портала, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта;
б) участником производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого постановление по делу об административном правонарушении вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, не выражен отказ от направления ему указанных документов посредством Единого портала;
3) у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии, иного коллегиального органа, создаваемого в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, их должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, имеется техническая возможность для направления указанных документов посредством Единого портала и регионального портала.
5. Вынесенные судьей постановление, определение, решение, предусмотренные статьями 29.9, 30.7, 30.17 настоящего Кодекса, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, направляются участникам производства по делу об административном правонарушении посредством их размещения в установленном порядке в информационной системе, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем их вынесения, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
6. Лицо считается получившим процессуальный документ (его копию) в случаях, если:
1) процессуальный документ (его копия) вручен лично под расписку или направлен по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и организацией почтовой связи в установленном порядке зафиксировано его вручение адресату;
2) адресат отказался от получения процессуального документа (его копии) и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
3) при наличии почтового извещения адресат не явился за получением процессуального документа (его копии), направленного ему в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила судью, орган, должностное лицо, направивших такой документ;
4) процессуальный документ (его копия) не вручен в связи с отсутствием адресата по указанному им адресу, о чем организация почтовой связи уведомила судью, орган, должностное лицо, направивших такой документ, с указанием источника данной информации;
5) процессуальный документ (его копия) вручен уполномоченному в установленном порядке сотруднику филиала или представительства юридического лица в случае, если административное правонарушение совершено юридическим лицом на территории деятельности его филиала или представительства;
6) процессуальный документ (его копия) вручен законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику, представителю в случае их участия в производстве по делу об административном правонарушении;
7) вынесенные судьей постановление, определение, решение, предусмотренные статьями 29.9, 30.7, 30.17 настоящего Кодекса, размещены в информационной системе, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи;
8) процессуальный документ доставлен в Личный кабинет;
9) лицо, в отношении которого постановление по делу об административном правонарушении вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, завершившее прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и не выразившее отказ от направления ему процессуальных документов посредством Единого портала, осуществило вход в личный кабинет на Едином портале в течение семи дней со дня размещения процессуального документа в таком личном кабинете;
10) процессуальный документ размещен в личном кабинете лица на Едином портале при наличии согласия такого лица на направление ему процессуальных документов посредством Единого портала, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей части;
11) лицо, завершившее прохождение процедуры регистрации на региональном портале и давшее согласие на региональном портале на направление ему процессуальных документов посредством регионального портала, осуществило вход в личный кабинет на региональном портале в течение семи дней со дня размещения процессуального документа в таком личном кабинете;
12) процессуальный документ доставлен посредством электронных средств связи при наличии заявления лица о направлении ему извещений посредством электронных средств связи;
13) процессуальный документ доставлен посредством систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
7. Процессуальный документ (его копия) считается полученным:
1) в случаях, предусмотренных пунктами 1, 5 и 6 части 6 настоящей статьи, - со дня вручения процессуального документа указанным в данных пунктах лицам;
2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 настоящей статьи, - со дня поступления судье, в орган, должностному лицу уведомления организации почтовой связи либо со дня фиксации судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, отказа от получения процессуального документа;
3) в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 6 настоящей статьи, - со дня поступления судье, в орган, должностному лицу уведомления организации почтовой связи;
4) в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 10 части 6 настоящей статьи, - со дня, следующего за днем размещения процессуального документа в установленном порядке в информационной системе, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в личном кабинете лица на Едином портале;
5) в случаях, предусмотренных пунктами 8, 12 и 13 части 6 настоящей статьи, - со дня, следующего за днем доставки процессуального документа;
6) в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 6 настоящей статьи, - со дня осуществления лицом входа в личный кабинет на Едином портале, региональном портале.
8. В случае, если лицо, в отношении которого постановление по делу об административном правонарушении вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, завершившее прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и не выразившее отказ от направления ему процессуальных документов посредством Единого портала, в течение семи дней со дня размещения процессуального документа в личном кабинете на Едином портале не осуществило вход в личный кабинет на Едином портале (и при этом отсутствует или отозвано согласие такого лица на получение процессуальных документов исключительно в личный кабинет лица на Едином портале), данному лицу в установленном порядке направляется копия процессуального документа, изготовленная в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если лицо, завершившее прохождение процедуры регистрации на региональном портале и давшее согласие на региональном портале на направление ему процессуальных документов посредством регионального портала, в течение семи дней со дня размещения процессуального документа в личном кабинете на региональном портале не осуществило вход в личный кабинет на региональном портале, данному лицу в установленном порядке направляется копия процессуального документа, изготовленная в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
9. В случае необходимости направления процессуального документа, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, по почте либо вручения копии такого документа под расписку копия указанного документа изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе и заверяется в установленном порядке.
10. В случае изготовления процессуального документа, который должен быть подписан участником производства по делу об административном правонарушении, в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, указанный участник не позднее следующего рабочего дня после дня получения такого процессуального документа направляет в порядке, предусмотренном статьей 24.8 настоящего Кодекса, в орган, должностному лицу, которые направили процессуальный документ, уведомление о получении процессуального документа со ссылкой на его реквизиты, содержащее информацию о согласии или несогласии с содержанием процессуального документа.
Если участник производства по делу об административном правонарушении получил процессуальный документ, указанный в абзаце первом настоящей части, и не направил в установленный срок соответствующее уведомление, данный участник считается отказавшимся от подписания процессуального документа. Отказ участника производства по делу об административном правонарушении от подписания процессуального документа, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, фиксируется органом, должностном лицом, направившими процессуальный документ.";
3) статью 25.15 изложить в следующей редакции:
"Статья 25.15. Извещение участников производства по делу об административном правонарушении
1. Участники производства по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются к судье, в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручение адресату, в том числе путем отправки CMC-сообщения или направления извещения по электронной почте (при согласии лица на получение извещений по указанным им номеру телефона или адресу электронной почты).
Согласие участника производства по делу об административном правонарушении на извещение путем отправки СМС-сообщения или по электронной почте может быть выражено в отдельном заявлении, в котором наряду с данными о лице и его согласием на уведомление такими способами указывается его номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение, а также в протоколе об административном правонарушении, ином предусмотренном настоящим Кодексом протоколе, ходатайстве, жалобе, протесте посредством указания номера мобильного телефона или адреса электронной почты участника производства по делу об административном правонарушении.
2. Извещение, адресованное физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю либо должностному лицу, направляется по месту его жительства. Место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Извещение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу данного юридического лица. Если административное правонарушение совершено юридическим лицом на территории деятельности его филиала или представительства, извещение направляется по адресу юридического лица либо по адресу места нахождения филиала или представительства. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании сведений из единого государственного реестра юридических лиц.
3. В случае участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или представителя потерпевшего извещение, адресованное лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшему, может быть вручено (направлено) соответственно защитнику или представителю.
4. Если участник производства по делу об административном правонарушении заявил ходатайство о направлении извещений по иному адресу, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение по указанному адресу.
5. В случае, если адрес или место жительства участника производства по делу об административном правонарушении неизвестны, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному адресу или месту его жительства.
6. Извещения, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, могут быть направлены участнику производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 24.9 настоящего Кодекса.
В случае направления участнику производства по делу об административном правонарушении извещения, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, такой участник считается получившим такое извещение в случаях, указанных в пунктах 7-13 части 6 статьи 24.9 настоящего Кодекса.";
4) часть 4 статьи 26.2 признать утратившей силу;
5) часть 5 статьи 26.4 изложить в следующей редакции:
"5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение может быть изготовлено на бумажном носителе либо в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы, сделаны выводы.";
6) статью 26.7 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Документы могут быть получены от участников производства по делу об административном правонарушении непосредственно, а также посредством почтовой связи или электросвязи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности для представления и получения документов и материалов таким способом), либо иным способом, позволяющим установить отправителя документов или материалов и сохранить их неизменность до момента получения судьей, органом, уполномоченными рассматривать дело.
Если участником производства по делу представлены копии документов, в том числе в электронном виде, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, вправе потребовать представления подлинников этих документов.";
7) в статье 26.9:
а) в части 1 слова "запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа" заменить словами "запросы в территориальные органы соответствующего органа исполнительной власти и подведомственные ему учреждения, иные органы исполнительной власти либо поручения о совершении отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу указанного территориального органа или учреждения";
б) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:
"4. Если судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, не может получить доказательства, находящиеся на территории, на которую распространяется юрисдикция другого суда, он вправе дать поручение судье (суду) того же либо нижестоящего уровня осуществить определенные процессуальные действия (судебное поручение), о чем выносится определение.
В определении о судебном поручении кратко излагается содержание рассматриваемого дела об административном правонарушении, указываются сведения об участниках производства по делу об административном правонарушении, месте их жительства или месте их нахождения, обстоятельства, подлежащие выяснению, доказательства, которые необходимо собрать судье, выполняющему судебное поручение. Копия определения направляется в суд, судье которого дано судебное поручение, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
5. Определение о судебном поручении обязательно для судьи, которому дано поручение, и должно быть выполнено им не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня получения копии указанного определения, если иной срок не установлен определением о судебном поручении.";
8) части 2-4 статьи 26.10 признать утратившими силу;
9) в статье 28.2:
а) дополнить частями 1.1 - 1.4 следующего содержания:
"1.1. В случае, если по объективным причинам при составлении протокола об административном правонарушении не может присутствовать физическое лицо, в отношении которого возбуждается дело о таком правонарушении, или его законный представитель, или законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об указанном правонарушении, их присутствие может быть обеспечено путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности у органа, должностного лица или путем использования системы веб-конференции при наличии технической возможности у органа, должностного лица, указанного физического лица, его законного представителя, или законного представителя юридического лица.
Вопрос об обеспечении присутствия указанных лиц при составлении протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции разрешается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, по заявлению таких лиц либо по собственной инициативе.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, извещает лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, о дате, времени и месте организации видео-конференц-связи (о дате и времени проведения веб-конференции) не позднее чем за десять рабочих дней до дня составления протокола об административном правонарушении.
1.2. Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, в случае использования систем видео-конференц-связи при его составлении устанавливает связь со структурным подразделением органа, территориальным органом, структурным подразделением территориального органа, в которых используются системы видео-конференц-связи, для обеспечения присутствия при составлении протокола лиц, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи. Лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, содействует должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, в проверке явки и установлении личности явившихся лиц.
1.3. Установление личности лиц, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, при составлении протокола об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
1.4. В случае присутствия физического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об указанном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции такой протокол составляется в срок не позднее следующего рабочего дня после дня организации видео-конференц-связи (проведения веб-конференции).";
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а в случае их присутствия при составлении протокола об административном правонарушении путем использования системы видео-конференц-связи - с копией такого протокола, направленной в порядке, предусмотренном частью 5.1 настоящей статьи.
Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.";
в) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
В случае отказа лиц от подписания протокола (копии протокола), а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в протоколе делается соответствующая запись.";
г) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. В случае составления протокола об административном правонарушении с использованием систем видео-конференц-связи такой протокол подписывается на бумажном носителе должностным лицом, его составившим, после чего копия протокола направляется указанным лицом в структурное подразделение органа, территориальный орган, структурное подразделение территориального органа, в которых организована видео-конференц-связь, для подписания данной копии лицами, указанными в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи.
Лица, указанные в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, помимо собственноручной подписи проставляют на бумажном носителе копии протокола отметку о ее получении.
Подписанная лицами, указанными в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, копия протокола с отметкой о получении ими данной копии незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня направляется лицом, осуществляющим организацию видео-конференц-связи, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
В случае отказа лиц, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, от подписания копии протокола лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, делает на такой копии соответствующую запись и направляет указанную копию должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в срок, предусмотренный абзацем третьим настоящей части.";
10) часть 1 статьи 28.5 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 3.1 статьи 28.1 и частью 1.4 статьи 28.2 настоящего Кодекса";
11) в статье 28.6:
а) часть 1 после слов "почтовым отправлением" дополнить словами "или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке и в случаях, которые предусмотрены статьей 24.9 настоящего Кодекса,";
б) в части 3 слова "частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации," заменить словами "частью 9 статьи 24.9 настоящего Кодекса, или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке, предусмотренном статьей 24.9 настоящего Кодекса,", третье предложение исключить;
в) в части 4 слова "частью 7 статьи 29.10" заменить словами "частью 9 статьи 24.9", после слов "должностного лица" дополнить словами "в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";
12) в статье 28.8:
а) в части 1 слова "Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется" заменить словами "Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении направляются";
б) дополнить частями 1.2 - 1.5 следующего содержания:
"1.2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении к административной ответственности, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются в суд посредством системы электронного документооборота органа, должностное лицо которого указано в части 1.4 настоящей статьи, в форме электронных документов, в том числе в машиночитаемом виде, при наличии технической возможности у судьи, органа.
1.3. В заявлении о привлечении к административной ответственности должны быть указаны:
1) наименование суда, в который направляется заявление о привлечении к административной ответственности;
2) должность, фамилия и инициалы должностного лица, направляющего в суд заявление о привлечении к административной ответственности;
3) адрес органа, должностное лицо которого направляет заявление о привлечении к административной ответственности, для направления документов по почте и информация о возможности направлять документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4) номера телефонов должностного лица, органа, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части, а также номера их факсов и адреса электронной почты (при наличии);
5) должность, фамилия и инициалы должностного лица (прокурора), составившего протокол (вынесшего постановление) об административном правонарушении;
6) адрес органа, должностным лицом которого возбуждено дело об административном правонарушении, для направления документов по почте и информация о возможности направлять документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
7) номера телефонов должностного лица, органа, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части, а также номера их факсов и адреса электронной почты (при наличии);
8) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол (вынесено постановление прокурора) об административном правонарушении:
а) для граждан и должностных лиц - фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, место жительства или место пребывания, информация о возможности направления такому лицу извещений и документов способами, указанными в части 2 статьи 24.9 и части 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, а при отсутствии такой информации - адрес для направления извещений и документов по почте, если данный адрес отличается от адреса места жительства или места пребывания;
б) для юридических лиц - наименование, адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, дата государственной регистрации в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер, информация о возможности направления такому лицу извещений и документов способами, указанными в части 2 статьи 24.9 и части 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, а при отсутствии такой информации - адрес для направления извещений и документов по почте, если данный адрес отличается от адреса, указанного в едином государственном реестре юридических лиц;
9) дата, время и место совершения действий (бездействия), послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
10) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;
11) иные сведения, имеющие значение для разрешения дела;
12) требование о привлечении лица, в отношении которого составлен протокол (вынесено постановление прокурора) об административном правонарушении, к административной ответственности;
1.4. Заявление о привлечении к административной ответственности подписывается и направляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
1.5. При отсутствии технической возможности протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении к административной ответственности направляются в суд по почте либо вручаются уполномоченным сотрудникам суда под расписку.
Копии процессуальных документов, указанных в части 1 статьи 24.9 настоящего Кодекса, изготовленных в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, которые входят в состав материалов дела об административном правонарушении, изготавливаются путем перевода таких электронных документов в документы на бумажном носителе и заверяются в установленном порядке.";
13) статью 29.1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) имеются ли основания для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции.";
14) в статье 29.4:
а) часть 1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) об участии лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции в случаях, предусмотренных статьями 29.14-29.16 настоящего Кодекса.";
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
в) часть 4 признать утратившей силу;
15) пункт 7 части 1 статьи 29.7 дополнить подпунктами "г" и "д" следующего содержания:
"г) возникновения неполадок при использовании систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции;
д) возникновения у судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, обоснованных сомнений относительно того, что в рассмотрении дела участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица;";
16) части 5.1 - 8 статьи 29.10 признать утратившими силу;
17) часть 2 статьи 29.11 после слов "почтовым отправлением" дополнить словами "или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке и в случаях, которые предусмотрены статьей 24.9 настоящего Кодекса,";
18) статью 29.14 изложить в следующей редакции:
"Статья 29.14. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении судьей путем использования систем видео-конференц-связи
1. В случае, если судьей признано обязательным присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении либо по собственной инициативе разрешает вопрос об участии указанного лица в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности.
2. Системы видео-конференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным, но который не имеет возможности прибыть для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. В целях обеспечения участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, в местах отбывания административного ареста либо специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в местах принудительного содержания органов, уполномоченных осуществлять административное задержание, используются системы видео-конференц-связи соответствующих органов и учреждений.
3. Об участии в рассмотрении дела об административном правонарушении лиц, присутствие которых признано обязательным, путем использования систем видео-конференц-связи судья выносит определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются соответствующим участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в соответствующие суд, орган или учреждение, которым поручается обеспечить участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи.
4. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, устанавливает связь с судом, органом, учреждением, обеспечивающими участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи лица, присутствие которого признано обязательным. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи - обеспечивают судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, сотрудник учреждения.
Судья, должностное лицо, сотрудник учреждения, обеспечивающие участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи, содействуют судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, в проверке присутствия и установлении личности явившихся лиц, а также в осуществлении иных процессуальных действий, в частности в получении у потерпевшего, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков подписки о разъяснении им судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, их прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение, в принятии от участников производства по делу об административном правонарушении письменных материалов, в том числе в получении подписки.
5. Все документы, полученные в суде, органе, учреждении, обеспечивающих участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи, не позднее следующего рабочего дня после дня рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в суд, рассматривающий указанное дело.
6. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи в случаях, если:
1) отсутствует техническая возможность для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи;
2) вынесено решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
7. Правила, установленные настоящей статьей, подлежат применению при рассмотрении судьей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.";
19) главу 29 дополнить статьями 29.15 и 29.16 следующего содержания:
"Статья 29.15. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом путем использования систем видео-конференц-связи
1. В случае, если органом, должностным лицом признано обязательным присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, орган, должностное лицо по ходатайству участника производства по данному делу либо по собственной инициативе разрешают вопрос об участии указанного лица в рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности.
2. Системы видео-конференц-связи органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, могут использоваться в органе, структурном подразделении органа, территориальном органе, структурном подразделении территориального органа по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным, но который не имеет возможности прибыть для участия в рассмотрении дела. В целях обеспечения участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, в местах отбывания административного ареста либо в специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в местах принудительного содержания органов, уполномоченных осуществлять административное задержание, используются системы видео-конференц-связи соответствующих органов и учреждений.
3. Об участии в рассмотрении дела об административном правонарушении лиц, присутствие которых признано обязательным, путем использования систем видео-конференц-связи орган, должностное лицо выносят определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются соответствующим участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в соответствующие орган, структурное подразделение органа, территориальный орган, структурное подразделение территориального органа или учреждение, которым поручается обеспечить участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по данному делу путем использования систем видео-конференц-связи.
4. Орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, устанавливают связь с органом, структурным подразделением органа, территориальным органом, структурным подразделением территориального органа, учреждением, обеспечивающими участие в рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи лица, присутствие которого при рассмотрении данного дела признано обязательным. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по данному делу путем использования систем видео-конференц-связи обеспечивают должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, сотрудник учреждения.
Должностное лицо, сотрудник учреждения, обеспечивающие участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи, содействуют органу, должностному лицу, рассматривающим дело, в проверке присутствия и установлении личности явившихся лиц, а также в осуществлении иных процессуальных действий, в частности в получении у потерпевшего, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков подписки о разъяснении им органом, должностным лицом, рассматривающими дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение, в принятии от участников производства по делу об административном правонарушении письменных материалов, в том числе получении подписки.
5. Все документы, полученные в органе, структурном подразделении органа, территориальном органе, структурном подразделении территориального органа, учреждении, обеспечивающих участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи, не позднее следующего рабочего дня после дня рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в орган, должностному лицу, которые рассматривают указанное дело.
6. Орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, отказывают в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи в случаях, если:
1) отсутствует техническая возможность для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи;
2) вынесено решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
7. Правила, установленные настоящей статьей, подлежат применению при рассмотрении органом, должностным лицом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Статья 29.16. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции
1. Участники производства по делу об административном правонарушении могут участвовать в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, при наличии у участников производства по данному делу технической возможности, если для правильного рассмотрения и разрешения дела необходимо участие в его рассмотрении лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, а также при наличии в суде, у органа, должностного лица технической возможности осуществления веб-конференции.
Об участии указанных лиц в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции судья, орган, должностное лицо выносят определение, в котором указывается время рассмотрения дела. Информация, необходимая для участия в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции, направляется соответствующим участникам производства по делу в порядке, предусмотренном статьей 25.15 настоящего Кодекса, заблаговременно.
Установление личности участника производства по делу об административном правонарушении, участвующего в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, берут подписку у потерпевшего, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков, участвующих в рассмотрении дела посредством Единого портала, о разъяснении указанным лицам их прав, обязанностей и предупреждении об ответственности, которая представляется в суд, орган, должностному лицу в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Указанная подписка, изготовленная в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью.
3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, отказывают в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции в случаях, если:
1) отсутствует техническая возможность для участия в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции;
2) вынесено решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
4. Правила, установленные настоящей статьей, подлежат применению при рассмотрении судьей, органом, должностным лицом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.";
20) часть 3.1 статьи 30.2 признать утратившей силу;
21) в части 2 статьи 30.4 слова "судья также разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении жалобы, путем использования систем видео-конференц-связи" заменить словами ", а также в ходе ее рассмотрения судья, орган, должностное лицо разрешают вопрос об участии в рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении такой жалобы, путем использования систем видео-конференц-связи или системы веб-конференции";
22) в части 2 статьи 30.8:
а) в абзаце первом слово "высылается" заменить словом "направляется";
б) абзац второй признать утратившим силу;
23) главу 31 дополнить статьей 31.12 следующего содержания:
"Статья 31.12. Порядок использования документов, изготовленных в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, при исполнении административных наказаний
Документы, подаваемые в орган, должностному лицу, которые приводят в исполнение постановления о назначении административных наказаний, или направляемые такими органом, должностным лицом в ходе исполнения административного наказания, могут быть изготовлены в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, по правилам, предусмотренным статьями 24.8 и 24.9 настоящего Кодекса.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 758177-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.