Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 713197-8 "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой частью 5, согласно которой в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, будет установлено, что субвенции на осуществление таких полномочий выделены в размере, недостаточном для их осуществления, что привело к неисполнению или ненадлежащему исполнению данных полномочий, производство по делу о таком административном правонарушении в отношении указанных органов и их должностных лиц подлежит прекращению.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обосновывается тем, что в настоящее время в нормах КоАП РФ не установлено безусловного правила о прекращении производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц в случае, когда установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение данными органами (их должностными лицами) делегированных государственных полномочий, связано с недостаточным финансовым обеспечением, необходимым для исполнения таких полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (их должностными лицами), из бюджета того публично-правового образования, которое наделяет соответствующими государственными полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Следует отметить, что концепция КоАП РФ исходит из того, что любое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, притом что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 1 статьи 1.5 и часть 2 статьи 2.1).
Отсутствие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении конкретного административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о таком административном правонарушении.
Положения части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривают, что органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу положений части 3 статьи 42 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 45 и 46 данного Федерального закона, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, за исключением случаев, указанных в части 7 указанной статьи. При этом положения части 5 статьи 42 Федерального закона N 414-ФЗ предусматривают, что если финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление переданных полномочий в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Установление факта недостаточного финансового обеспечения, необходимого для исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также их должностными лицами делегированных им государственных полномочий, из бюджета того публично-правового образования, которое наделяет полномочиями соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, является основанием для признания отсутствия вины данных органов и их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение данными органами (их должностными лицами) делегированных им государственных полномочий.
Таким образом, полагаем, что предусмотренное в законопроекте основание для прекращения производства по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, является необходимым для обеспечения формирования единообразной практики ведения и прекращения соответствующих административных дел.
Вместе с тем полагаем, что в законопроекте следует конкретизировать порядок определения недостаточности финансового обеспечения (в виде субвенций) государственных полномочий, делегируемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления из бюджета того публично-правового образования, которое наделяет соответствующими государственными полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, повлекшее их неисполнение или ненадлежащим исполнение соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (их должностными лицами)
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении в представленной редакции.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.