Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях устранения пробела правового регулирования, связанного с отсутствием в нормативных правовых актах положений, устанавливающих ответственность за нарушение требований к размещению информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (далее - АИС ОВП).
Объектом, защиту которого преследует проектируемое правовое регулирование, является установленный порядок представления информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в АИС ОВП. В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации информация об условиях договора конкретной воздушной перевозки размещается в АИС ОВП. В случае оформления электронного перевозочного документа на воздушную перевозку пассажира пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора воздушной перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из АИС ОВП.
Предметом правового регулирования законопроекта является использование информационных технологий в целях создания устойчивой правовой конструкции функционирования деятельности по осуществлению воздушных перевозок.
В условиях реализации со стороны иностранных государств санкционных рисков, направленных на российские компании, осуществляющие авиаперевозки, а также необходимости повышения безопасности персональных данных пассажиров существовала необходимость исключения возможности использования информационных систем оформления воздушных перевозок, собственниками или разработчиками которых являются компании-резиденты иностранных государств. Деятельность, связанная с разработкой, созданием и эксплуатацией информационной системы для оформления воздушных перевозок в целях обеспечения суверенитета Российской Федерации при выполнении воздушных перевозок, должна осуществляться на основе отечественных компонентов организациями-резидентами Российской Федерации, в связи с чем была разработана АИС ОВП.
В соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации в АИС ОВП должна размещаться в том числе информация об условиях договора конкретной воздушной перевозки. Вместе с тем в последнее время участились случаи нарушения требований к размещению информации в АИС ОВП, что связано в том числе с отсутствием в действующем законодательстве положений, предусматривающих осуществление контроля за соблюдением требований по размещению информации в АИС ОВП.
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет и багажная квитанция, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров и багажа, могут быть оформлены в электронной форме с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в АИС ОВП. Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствуют положения, предусматривающие установление ответственности за нарушение требований по размещению информации об условиях договора такой воздушной перевозки в АИС ОВП.
Необходимость введения указанного регулирования обусловлена участившимися жалобами пассажиров, связанными с предоставлением неправильной информации о вылете воздушного суда, некорректным оформлением авиабилетов, что в последующем приводило к финансовым потерям пассажиров. В частности, ежегодно от пассажиров только в центральный аппарат Ространснадзора поступает около 700 жалоб различного характера на действия перевозчиков.
В соответствии с требованиями к АИС ОВП, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу АИС ОВП, к ее оператору, а также мерами по защите информации, содержащейся в ней, и порядку ее функционирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 1393, АИС ОВП предназначена в том числе для обеспечения суверенитета Российской Федерации и снижения риска дестабилизации при выполнении воздушных перевозок. Вместе с тем установление ответственности за несоблюдение требований к размещению информации об условиях договора в АИС ОВП позволит дополнительно обеспечить удовлетворение требований государства в области транспортной безопасности.
Законопроектом предлагается наделить полномочиями по рассмотрению административных дел за нарушение установленного законодательством порядка размещения информации об условиях договора воздушной перевозки в АИС ОВП федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области авиации. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398, таким органом является в том числе Ространснадзор. Аналогичные категории правонарушений, связанные с представлением или несвоевременным представлением информации в сфере осуществления воздушных перевозок, также рассматривается указанным федеральным органом исполнительной власти (статьи 19.7.9, 19.7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Проверка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями соответствующих требований будет производиться Ространснадзором в рамках уже установленного Правительством Российской Федерации порядка организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, установленных полномочий Ространснадзора в соответствующей сфере. Таким образом, предлагаемые законопроектом решения не предполагают наделения Ространснадзора новыми функциями. Положения законопроекта лишь уточняют предмет уже осуществляемых указанным федеральным органом исполнительной власти контрольных (надзорных) полномочий. Учитывая изложенное, реализация проектируемых решений не требует увеличения штатной численности федеральных государственных гражданских служащих Ространснадзора и, соответственно, выделения дополнительных объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Учитывая, что законопроектом вводятся новые составы административного правонарушения, предлагается предусмотреть срок его вступления в силу с 1 сентября 2025 года, с целью подготовки потенциальных субъектов административного правонарушения, а также для того, чтобы задействованные в обеспечении соответствующего регулирования органы могли привести свои процедуры, регламенты и правила с учетом новых положений, предусмотренных законопроектом.
Проектируемое регулирование не ставит контролируемых лиц в неравные условия осуществления предпринимательской деятельности и не влечет риск их отказа от оформления перевозочных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке, в электронной форме, поскольку в указанном случае контролируемое лицо перестанет быть конкурентоспособным на рынке воздушных перевозок.
Реализация положений законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация законопроекта не имеет негативного влияния на реализацию документов стратегического планирования, достижение национальных целей развития Российской Федерации, национальных проектов и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, и сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения отсутствует.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не приведет к увеличению расходов и доходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.