Досье на проект федерального закона
Минфином России проведен анализ практики применения отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), по результатам которого выявлены правовые пробелы и неопределенности, в целях устранения которых разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).
Так, в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный контроль) осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Предметом регионального контроля является в том числе соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к маркировке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи средствами идентификации и к представлению сведений об обороте пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, установленных правилами маркировки пива, лицами, осуществляющими их розничную продажу (далее - обязательные требования к маркировке пива) (подпункт 2 пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ).
Также в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-Ф3) оценка соблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), и иных требований, связанных с оборотом товаров, информация о которых подлежит внесению информационную систему мониторинга, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и регионального контроля.
Вместе с тем согласно статье 23.93 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.12.1 КоАП, рассматривают только федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием информационной системы мониторинга.
Таким образом, положения действующей редакции статьи 23.93 КоАП не позволяют реализовать полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального контроля за соблюдением обязательных требований к маркировке пива, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ и Федеральным законом N 381-ФЗ, в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.12.1 КоАП.
В целях устранения указанного выше правового пробела законопроектом предлагается внести изменения в статью 23.93 КоАП в части дополнения перечня органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.12.1 КоАП, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации с использованием информационной системы мониторинга.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В целях установления возможности рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.12.1 КоАП, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, законопроектом часть 2 статьи 23.93 КоАП дополняется положениями, устанавливающими указанные полномочия для руководителей структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием информационной системы мониторинга, их заместителей.
Также, учитывая, что согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ подлежат изъятию из незаконного оборота пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха, если их производство и (или) оборот осуществляются в том числе без передачи сведений о маркировке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и об обороте такой продукции согласно требованиям, установленным правилами маркировки пива, либо с нарушением порядка передачи таких сведений, законопроектом предусматривается наделение судей полномочиями по рассмотрению дел по статье 15.12.1 КоАП.
Помимо этого, Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 36З-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП был дополнен статьей 14.17.4 "Нарушение требований к производству и (или) обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи".
При этом, в исключениях применения статьи 14.17.4 КоАП, перечисленных в части 1 указанной статьи, отсутствует указание на статью 15.12.1 КоАП.
Таким образом, КоАП содержит неопределенность относительно ответственности, применяемой за нарушения обязательных требований, содержащихся в Правилах маркировки пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. N 2173.
Законопроектом данная неопределенность устраняется посредством уточнения абзаца первого части 1 статьи 14.17.4 КоАП.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в связи с чем информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствует.
Законопроект не устанавливает, не изменяет и не отменяет обязательные требования.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также не потребует внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления иных актов Правительства Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", не приведет к возникновению дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.