Досье на проект федерального закона
В условиях проведения специальной военной операции раненые или тяжелобольные бойцы нуждаются в длительном уходе в условиях стационара, а также после выписки из стационара и при реабилитации.
Нередко уход за ранеными участниками специальной военной операции обеспечивается их родственниками. Однако из-за длительности процесса восстановления родственникам приходится выбирать между заботой о своих близких и сохранением рабочего места. Действующие нормы Трудового кодекса Российской Федерации не содержат необходимых в таких случаях гарантий прав работников.
Часть вторая статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает категории работников, которым работодатель не имеет права отказать в предоставлении неоплачиваемого отпуска. Также данная норма императивно устанавливает продолжительность отпуска без сохранения заработной платы. Таким образом, если работник относится к одной из указанных категорий и своевременно подал заявление о предоставлении ему неоплачиваемого отпуска продолжительностью не более законодательно установленного срока, работодатель обязан предоставить ему такой отпуск на указанный в заявлении срок.
Одной из таких категорий работников в настоящий момент являются родители и жены (мужья) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы). Однако в действующей норме не учитываются иные участники специальной военной операции. Кроме того, действующее регулирование не предоставляет права на неоплачиваемый отпуск родственникам раненных или тяжелобольных участников специальной военной операции.
Также в соответствии со статьей 263 Трудового кодекса работнику, осуществляющему уход за членом семьи или иным родственником, являющимися инвалидами I группы, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Однако из содержания данной нормы следует, что такая гарантия лишь может устанавливаться коллективным договором, более того закрепленный в законе 14-дневный срок часто является недостаточным для полноценного ухода за раненным или тяжелобольным родственником.
В целях повышения уровня трудовых прав и гарантий работников, осуществляющих уход за родственниками - участниками специальной военной операции, законопроектом предлагается закрепить в части второй статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации новую категорию работников, которым работодатель не может отказать в предоставлении неоплачиваемого отпуска. Данной категорией работников будут являться родители и супруги раненых (больных) участников СВО. При этом продолжительность неоплачиваемого отпуска для данной категории работников будет составлять до 35 календарных дней в год.
Также законопроектом предлагается включить в перечень лиц, имеющих право на неоплачиваемый отпуск до 14 календарных дней в году родителей и супругов добровольцев, сотрудников, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы) или исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании.
Предлагаемые изменения будут способствовать повышению уровня правой защищенности членов семей участников специальной военной операции и более быстрому восстановлению самих раненых или тяжелобольных бойцов под присмотром близких родственников.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.