Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в целях реализации подпункта "б" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 ноября 2024 года N Пр-2318 по вопросу ускоренного приведения в нормативное состояние автомобильных дорог, ведущих к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного по итогам состоявшегося 4 сентября 2024 года совещания по вопросам развития инфраструктуры Дальневосточного федерального округа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Перечня поручений следует читать как "9 ноября 2024 года"
На территории Приморского края расположено пять автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - AПП), к которым ведут автомобильные дороги общего пользования регионального значения. Действующая транспортная инфраструктура к АПП Приморского края находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в реконструкции.
Оборачиваемость грузов и объем таможенных платежей от задекларированных грузов ежегодно растут. При этом из-за текущего состояния подъездных дорог к пограничным переходам федеральный бюджет ежемесячно недополучает порядка 6 млрд рублей.
Ввиду высокого объема капитальных затрат на реконструкцию транспортной инфраструктуры к АПП Приморского края и ограниченности бюджетных средств реализация мероприятия предполагается через механизм концессионного соглашения с взиманием платы с грузовых автомобилей и туристических автобусов, осуществляющих коммерческую деятельность.
Действующая редакция статьи 37 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет использовать автомобильную дорогу на платной основе при наличии альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, за исключением случая принятия решения об использовании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях автомобильной дороги на платной основе без соблюдения условия обеспечения альтернативности.
Настоящим законопроектом предусмотрена новая редакция абзаца первого части 1.1, части 1.2, части 1.3 статьи 37 указанного Федерального закона, предоставляющая возможность использовать на территории Дальневосточного федерального округа на платной основе автомобильные дороги к автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации при отсутствии альтернативного бесплатного проезда транспортных средств.
На сегодняшний день объем капитальных затрат на реконструкцию автомобильных дорог к пограничным переходам Приморского края сопоставим с дорожным фондом Приморского края. Данная поправка позволит привлечь средства инвесторов, федеральное софинансирование Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвития РФ) и средства Федерального дорожного агентства (далее - ФДА).
Правительством Приморского края в рамках предварительных переговоров ведется проработка параметров концессионного соглашения с потенциальным инвестором и банком. Ожидаемый срок подачи концессионной инициативы - I-II квартал 2025 года со сроком строительства 2026 - 2028 годы.
Также в целях уточнения траектории развития проекта проведено рабочее совещание с ФДА.
ФДА подчеркнуло, что для получения федерального софинансирования в 2026 году Приморскому краю необходимо подать заявку на участие в отборе проектов в срок до 15 апреля 2025 года в соответствии с пунктом 104 Методики отбора проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, для предоставления межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятий с использованием механизмов государственно-частного партнерства, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 февраля 2023 года N 40. Ключевым условием предоставления финансирования ФДА является утверждение данного законопроекта. В ином случае получение федерального софинансирования будет возможно только с 2027 года.
Данный законопроект направлен на повышение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска Приморского края через государственную границу Российской Федерации, рост товарооборота, пассажиропотока и грузопотока. Кроме того, предлагаемые изменения статьи 37 Федерального закона позволят и другим регионам Дальнего Востока реализовать подобные проекты.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Председатель |
А.А. Волошко |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует затрат на его реализацию из федерального бюджета.
Председатель |
А.А. Волошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.