Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации ежегодно растет вовлеченность в благотворительную деятельность со стороны граждан и юридических лиц. Согласно Всемирному индексу благотворительности Россия в 2023 году заняла 35-е место, также увеличился процент денежной помощи, оказываемой некоммерческим организациям. По данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации, на текущий момент в России создано порядка 9 тыс. благотворительных фондов. При этом согласно докладу Министерства экономического развития Российской Федерации о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в Российской Федерации за 2023 год, значительно выросла поддержка СОНКО со стороны бизнеса, размер пожертвований увеличился в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом. В 2023 году он составил 90,8 млрд. руб.
В настоящее время отмечается тенденция цифровизации многих сфер, в том числе некоммерческого сектора. Это влияет на рост числа преступлений в сети Интернет. По данным Генеральной Прокуратуры России, из 1,8 млн преступлений, зарегистрированных в стране за 11 месяцев 2023 года, с использованием Интернета было совершено 477 тысяч (26,5%). При этом каждое третье преступление (более 614 тысячи случаев) приходится на IT сферу, более половины из них квалифицируются как мошенничество. Злоумышленники используют соцсети, мессенджеры и телефонные звонки для хищения средств.
Повышается и число мошеннических операций в благотворительной сфере. Согласно выводам, содержащимся в "Рекомендациях Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему "Интернет-мошенничество в сфере благотворительности: способы борьбы и проблемы привлечения к ответственности" доступность для злоумышленников современных Интернет-технологий и платформ, а также пробелы в системе контроля за ними сформировали благоприятные условия для совершения обманных действий и злоупотребления доверием в сфере благотворительности. Необходимость реформирования законодательства о некоммерческих организациях в части повышения прозрачности их деятельности была обозначена и на встрече Президента России В.В. Путина с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 7 декабря 2022 года.
Многие некоммерческие организации для достижения целей своей деятельности создают персональные страницы в социальных сетях. Помимо положительного влияния на некоммерческий сектор, это приводит и к проблеме появления ненастоящих персональных страниц некоммерческих организаций, создаваемых мошенниками для сбора денежных средств под видом той или иной организации. Кроме того, увеличиваются рассылки сообщений мошенниками, которые призывают участвовать в ненастоящих благотворительных программах.
Для решения указанных проблем некоторые операторы социальных сетей стали предоставлять опцию по идентификации и аутентификации персональных страниц некоммерческих организаций. При этом рядом операторов социальных сетей предъявляются жесткие требования к некоммерческим организациям для прохождения ими процедуры подтверждения принадлежности страницы. Например, социальная сеть "Вконтакте" к таким требованиям относит: многочисленные упоминания в федеральных или общегосударственных СМИ; заметное присутствие на других площадках в Интернете; не менее десяти сообществ, выдающих себя за подлинные, с численностью от пяти тысяч участников; качественное 'администрирование и ведение страницы. Однако единой практики профилактики создания ненастоящих страниц некоммерческих организаций путем их подтверждения в настоящее время не выработано.
Возможность получения достоверной информации о деятельности некоммерческого сектора - это важное условие развития гражданского общества. В этой связи подготовленный проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее - законопроект) направлен на реализацию принципов открытости и гласности деятельности некоммерческих организаций, закрепленных в статье 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Законопроектом предлагается установить возможность идентификации и аутентификации персональных страниц некоммерческих организаций в социальных сетях через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Госуслуги). При этом для некоммерческих организаций в форме благотворительных фондов прохождение идентификации и аутентификации будет обязательным. Это обусловлено особенностью деятельности таких фондов, которые специально учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами для сбора денежных средств на благотворительные цели.
Принятие законопроекта позволит обезопасить граждан и организации от мошенничества в социальных сетях и обеспечит повышение доверия к некоммерческим организациям в обществе, так как, по данным ВЦИОМ, главным условием, способным повысить активность россиян в сфере благотворительности, признается уверенность граждан в том, что все перечисленные денежные средства будут направлены на цели, предусмотренные деятельностью некоммерческих организаций.
При этом для всех некоммерческих организаций, за исключением благотворительных фондов, возможность прохождения идентификации и аутентификации через Госуслуги будет правом, а не обязанностью, дополнительно подтвердить принадлежность своей страницы в социальной сети, демонстрируя честный и открытый характер своей деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.