Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 782111-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Законопроект) разработан в целях усиления мер защиты жизни и здоровья граждан от никотинсодержащей продукции и последствий ее потребления.
Согласно полученным данным за II квартал 2024 года уровень нелегальной табачной продукции составил 11,3%, а никотинсодержащей продукции (по данным за IV квартал 2023 года) - 68,3%. Также, в ходе исследования, для изучения уровня распространённости курения среди подростков 11-17 лет, большая часть опрошенных (72% респондентов, приобретающих электронные системы доставки никотина (далее - ЭСДН) в розничных точках) заявили, что не сталкивались с отказом продавца при покупке такой продукции. Только 20% подростков отметили, что получают отказ время от времени. Доля подростков в возрасте 11-17 лет, использующих ЭСДН, составила 26%, а среди подростков в возрасте 16-17 - 44,7%. Чаще всего из широкого спектра ЭСДН подростки выбирают вейпы - в силу их наибольшей ценовой и ассортиментной доступности.
Вместе с тем употребление вейпов повышает риск развития бронхиальной астмы на 30 процентов, хронической обструктивной болезни легких на 75 процентов. Также возрастает риск развития злокачественных новообразований.
Растущий спрос на вейпы компенсируется таким же взрывным ростом предложения. По данным Роспотребнадзора число точек розничных продаж никотинсодержащей продукции, фактически осуществлявших деятельность в течение II квартала 2024 года, по видам продукции составило: табак нагреваемый - 188 910 точек (в II квартале 2023 года 154 231 точек), бестабачные смеси для кальяна - 16 178 точек (в II квартале 2023 года 13 470 точек), жидкости для ЭСДН - 120 813 точек (в II квартале 2023 года 52 400 точек).
С января по август 2024 года территориальными органами Роспотребнадзора проведено около 15.000 выездных обследований в отношении точек розничной продажи табачной и никотинсодержащей продукции.
По результатам проведенных закупок Роспотребнадзором проинспектировано более 557 тыс. пачек табачной и никотинсодержащей продукции, из которых около 240 тыс. единиц (43%) находились в обороте с нарушениями обязательных требований, к обязательной маркировке товаров. Также в рамках проверок фиксировались нарушения, связанные с ограничением торговли табачной и никотинсодержащей продукцией, такие как:
- нарушение "открытой выкладки" (5 217 раза);
- нарушение требований к прейскуранту (6 707 раз);
- запрет реализации вблизи образовательных учреждений (1 094 раз). Должностными лицами Роспотребнадзора составлено около 6,2 тыс. протоколов об административных правонарушениях.
Эти данные свидетельствуют о том, что проблемы, связанные с распространением продукции без средств идентификации и несоблюдением запретов и ограничений, направленных на предотвращение доступа несовершеннолетних к вейпам, все ещё требуют повышенного внимания.
В начале 2024 года, силами Молодежного парламента при Государственной Думе и молодежных организации политических партий, представленных в Государственной Думе, проведены рейды в субъектах Российской Федерации по проверке исполнения норм Федерального закона N 178-ФЗ. Рейдами было охвачено 67 субъектов Российской Федерации, проверено 848 точек продажи табачной и никотинсодержащей продукции.
Самые часто встречающиеся нарушения: открытая выкладка и демонстрация продукции на витринах (более 50% объектов), продажа табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним (20% объектов), нарушение запретов о рекламе табачной и никотинсодержащей продукции (25% объектов).
Результаты проведенных мероприятий свидетельствует о халатном отношении продавцов табачной продукции к соблюдению норм закона, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних.
Данный вывод подтверждается также административной практикой. Согласно данным, представленными Минпромторгом России, во II квартале 2024 года на территории Российской Федерации административные правонарушения и преступления за нарушения в области торговли и оборота никотинсодержащей и табачной продукции были выявлены в 373 точках продаж, что в 2,2 раза больше, чем в I квартале 2024 года (168 точек продаж) и на 23,5% больше, чем во II квартале 2023 года (302 точки). Всего за 2023 год было возбуждено 6 496 дел об административных правонарушениях по факту нарушений правил продаж, что на 53,7% больше, чем за 2022 год (4 226 протоколов).
Указанный рост обусловлен, в том числе, недостаточностью мер ответственности за нарушение правил торговли табачной и никотинсодержащей продукцией.
Всего в Российской Федерации уполномоченные органы власти в течение II квартала 2024 года возбудили 4046 дела об административных правонарушениях. Данный показатель в 2,0 раз больше аналогичного показателя за I квартал 2024 года (2027 дела) и на 27,4% больше аналогичного показателя за II квартал2023 года (3178 дел). По итогам I полугодия 2024 года было возбуждено 606 дел об административных правонарушениях, что на 72,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года (352 дела).
Исходя из этого Законопроектом:
1. Повышается уровень ответственности за несоблюдение ограничений и (или) нарушение запретов в сфере розничной торговли никотинсодержащей и табачной продукции.
2. Повышается уровень ответственности за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или сырья для их производства.
3. Вводится повышенная административная ответственность за повторное совершение данного правонарушения.
4. Повышается уровень ответственности за производство и оборот алкогольной продукции или табачной продукции или никотиносодержащей продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
5. Повышается уровень ответственности за нарушение за нарушение запрета на оптовую или розничную продажу насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, табака сосательного (снюса).
Табачная и никотинсодержащая продукция небезопасна, курение ухудшает здоровье населения страны, в том числе большого количества несовершеннолетних детей, в этой связи государственное регулирование и санкции за нарушение установленных норм и запретов должны стать более строгими и следовать целям защиты жизни и здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.
Законопроект не окажет влияния на реализацию государственных программ и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не приведет к возникновению дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.