Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях усиления мер защиты жизни и здоровья граждан от табачной и никотинсодержащей продукции и последствий ее потребления.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции" от 21.07.2011 N 253-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 151.1, установившей уголовную ответственность за повторную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. Это было обусловлено высоким уровнем потребления алкогольной продукции детьми в возрасте от 11 до 18 лет (см. подробнее пояснительную записку к проекту федерального закона N 260768-5). Правоприменительная практика демонстрирует правильность реализованного в 2011 году подхода: в 2023 году за повторную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции было привлечено к уголовной ответственности 543 человека, а по данным НИУ ВШЭ доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, к 2023 году сократилась вдвое.
В Российской Федерации запрещена реализация несовершеннолетним как алкогольной, так и табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции. При этом ответственность для нарушителей запрета значительно отличается: в отношении табака и никотина отсутствует уголовная ответственность за повторную продажу несовершеннолетним.
После отмены Правительством Российской Федерации моратория на проверки магазинов, реализующих такую продукцию, Роспотребнадзор осенью 2023 года провел 27,5 тысяч профилактических мероприятий, 9 тысяч из них - контрольных. По итогам установлено, что более чем в 90% случаев выявлены следующие нарушения законодательства - осуществляется открытая выкладка и демонстрация товара (76% объектов), продажа вблизи от образовательных учреждений (7,7% объектов), иные нарушения были выявлены на 16,3% объектов. В начале 2024 года, силами Молодежного парламента и молодежных организации политических партий проведены рейды в субъектах Российской Федерации по проверке исполнения норм Федерального закона N 178-ФЗ. Рейдами было охвачено 67 субъектов Российской Федерации, проверено 848 точек продажи табачной и никотинсодержащей продукции. Самые часто встречающиеся нарушения: открытая выкладка и демонстрация продукции на витринах (более 50% объектов), продажа табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним (20% объектов), нарушение запретов о рекламе табачной и никотинсодержащей продукции (25% объектов).
В списке наиболее часто выявляемых правонарушений в сфере розничной торговли табачными изделиями, табачной продукцией, никотинсодержащей продукцией по данным Минпромторга России по-прежнему остается наиболее опасное правонарушение - продажа продукции несовершеннолетним (за IV квартал 2023 года было возбуждено 26 административных дел.). Результаты проверок, проводившихся Роспотребнадзором, а также дизайн потребительской упаковки и вкусовая гамма ("ледяной банан", "кокос дыня", "ледяная мята" и т.д.), свидетельствуют о том, что продукция ориентирована на несовершеннолетнюю аудиторию.
Согласно актуальной статистике, по данным Роспотребнадзора:
- количество точек продажи вейпов за год выросло на 130% - с 52,4 тыс. в 2023 году до 120,8 тыс. во 2 квартале 2024 года;
- 43% продукции - находится в обороте с нарушениями без обязательной маркировки (выявлено в ходе 15 тыс. выездных обследований с января по август 2024 г.);
- в 47% случаях продажа вейпов происходит с нарушениями закона (открытая выкладка, продажа в близи школ, продажа подросткам и др.)
По материалам Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (2024 год):
- 68,3% жидкостей и одноразовых электронных сигарет (т.н. "одноразок") производятся нелегально;
- 44,7% граждан 16-17 лет уже пристрастились к электронным система доставки никотина (ЭСДН). Фиксируется рост курящих среди девочек 11-14 лет. Только 20% подростков сказали, что им отказали в продаже (по исследованию Института Человека РОМИР).
Исходя из этого законопроектом предлагается по аналогии с алкоголем установить уголовную ответственность за повторную продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или сырья для их производства.
Действующим законодательством установлена административная ответственность за нарушение правил продажи несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или сырья для их производства (часть 3 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Информация Роспотребнадзора о количестве составленных протоколов об административных правонарушениях по части 3 статьи 14.53 КоАП приведена ниже.
Сведения о фактах привлечения к административной ответственности лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.53 за 2020 - 2024 годы
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
I-III кв. 2024 |
Составлено протоколов об административных правонарушениях |
402 |
413 |
284 |
233 |
154 |
В отношении приведенных статистических данных стоит отметить, что снижение в 2022 году общего количества составленных протоколов об административных правонарушениях по части 3 статьи 14.53 КоАП обусловлено введением с 2022 года моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий. При этом до введения указанного моратория в 2022 году за период 2020 - 2021 годов не было отмечено снижение допущенных административных правонарушений.
Кроме того, количество дел об административных правонарушениях не тождественно количеству совершаемых правонарушений, поскольку данный вид правонарушений обладает высоким уровнем латентности.
В ходе исследования, проведенного Институтом Человека РОМИР для изучения уровня распространённости курения среди подростков 11-17 лет, большая часть опрошенных (72% респондентов, приобретающих электронные системы доставки никотина (далее - ЭСДН) в розничных точках) заявили, что не сталкивались с отказом продавца при покупке такой продукции. Только 20% подростков отметили, что получают отказ время от времени. Доля подростков в возрасте 11-17 лет, использующих ЭСДН, составила 26%, а среди подростков в возрасте 16-17 - 44,7%. Чаще всего из широкого спектра ЭСДН подростки выбирают вейпы - в силу их наибольшей ценовой и ассортиментной доступности.
Табачная и никотинсодержащая продукция небезопасна, курение ухудшает здоровье населения страны, в том числе большого количества несовершеннолетних детей, в этой связи государственное регулирование и санкции за нарушение установленных норм и запретов должны стать более строгими и следовать целям защиты жизни и здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.
Законопроект не окажет влияния на реализацию государственных программ и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не приведет к возникновению дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.