Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на повышение социальной защищенности граждан Российской Федерации, принимавших в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (далее соответственно - ДНР, ЛНР) участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР с 11 мая 2014 года, и ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти ДНР, ЛНР в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР с 11 мая 2014 года.
В настоящее время указанным лицам, ставшим инвалидами, осуществляется назначение страховой пенсии по инвалидности или социальной пенсии по инвалидности независимо от причины инвалидности в общем порядке.
Законопроектом предусматривается предоставление указанной категории граждан права на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в виде пенсии по инвалидности.
Предоставление данного пенсионного обеспечения будет осуществляться при наличии гражданства Российской Федерации на день установления государственной пенсии по инвалидности (принадлежность указанных лиц к гражданству какого-либо государства на момент участия в боевых действиях значения не имеет).
Также законопроектом предусматривается предоставление данной категории граждан права на одновременное получение двух пенсий: им может быть установлена пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости либо пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
С учетом того, что сведения о признании гражданина инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти ДНР, ЛHP в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛHP с 11 мая 2014 года, будут содержаться в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - ЕЦП), законопроектом предусматривается назначение пенсии по инвалидности указанной категории лиц без истребования от гражданина заявления, на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений о лице, признанном инвалидом, содержащихся в ЕЦП.
Назначать пенсию по инвалидности предлагается со дня признания лица инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти ДНР, ЛНР в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР с 11 мая 2014 года.
Для обеспечения назначения государственного пенсионного обеспечения указанной категории граждан в беззаявительном порядке потребуется доработка ЕЦП. В этой связи законопроектом предусмотрен особый порядок вступления его положений в силу - по истечении 180 дней после дня официального опубликования федерального закона.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Проект федерального закона предусматривает предоставление лицам, принимавшим в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 г. (далее - граждане, пребывавшие в воинских формированиях ДНР, ЛНР), ставшим инвалидами, право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) в размерах, предусмотренных при установлении пенсии по инвалидности по Федеральному закону N 166-ФЗ гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании.
Кроме того, указанным гражданам будет предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости либо пенсии по инвалидности и пенсии за выслугу лет по линии "силовых" ведомств).
По данным информационных систем Социального фонда России, численность граждан, пребывавших в воинских и других формированиях ДНР, ЛНР, признанных инвалидами, составляет 1 232 человека, из которых инвалидов I группы - 111 человек, инвалидов II группы - 539 человек, инвалидов III группы - 582 человека.
По состоянию на 1 апреля 2024 г. размер пенсии, установленный гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, ставшим инвалидами, не имеющим иждивенцев, составил: инвалидам I группы - 23 069,49 рубля, II группы - 19 224,58 рубля, III группы - 13 457,20 рубля.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 166-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Социального фонда России на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно предварительной оценке, дополнительная потребность средств федерального бюджета на реализацию предлагаемых законопроектом изменений (с учетом расходов на доставку) может составить: в 2025 году - 235,32 млн. рублей; в 2026 году - 341,06 млн. рублей, в 2027 году - 373,27 млн. рублей.
Дополнительные расходы на реализацию проекта федерального закона предусмотрены при формировании федерального бюджета и бюджета Социального фонда России на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом".
Основание - статья 1 проекта указанного Федерального закона (далее - законопроект).
Срок подготовки: в течение двух месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия и краткое описание: включение в перечень причин инвалидности новой причины инвалидности - инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2024 г. N 835 "Об особенностях определения причинно-следственной связи увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных отдельными категориями лиц, признанных инвалидами, для предоставления им мер социальной поддержки".
Основание - статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: в течение двух месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия и краткое описание: уточнение формулировки причинно-следственной связи "увечье (ранение, травма, контузия), заболевание получено в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 г.".
3. Приказ Минтруда России от 16 февраля 2023 г. N 90н "Об утверждении Порядка установления причин инвалидности".
Основание - статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: в течение двух месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия и краткое описание: определение порядка установления инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года.
4. Приказ Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
Основание - статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: в течение двух месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Цель принятия и краткое описание: обеспечение установления пенсии по инвалидности гражданам, пребывавшим в воинских и других формированиях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года.
5. Приказ Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Основание - статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: в течение двух месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Цель принятия и краткое описание: обеспечение беззаявительного порядка назначения пенсии по инвалидности гражданам, пребывавшим в воинских и других формированиях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с участием в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.