Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N Пр-816 о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменений, касающихся введения порядка внесудебного взыскания с физических лиц обязательных платежей и санкций с сохранением судебного контроля при возникновении спора о законности и обоснованности предъявленных требований.
По сведениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации мировыми судьями с 2016 по 2023 г. ежегодно выносилось до 6 млн. судебных приказов по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Для отмены судебного приказа должнику достаточно направить мировому судье немотивированные возражения относительно его исполнения (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом ежегодно отменялось лишь около 5% вынесенных мировыми судьями судебных приказов.
Указанное свидетельствует о том, что предъявляемые в суды требования о взыскании обязательных платежей и санкций, рассматриваемые в порядке производства по административным делам о вынесении судебного приказа мировыми судьями, как правило, являются бесспорными.
При отсутствии спора о праве деятельность по осуществлению правосудия утрачивает свой смысл и фактически сводится к констатации наличия задолженности и санкционированию принудительного исполнения.
Предъявляемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах требования о взыскании задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составляют подавляющее большинство требований о взыскании обязательных платежей и санкций, рассматриваемых мировыми судьями.
В связи с указанным целесообразно введение внесудебного порядка взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов при сохранении судебного контроля за взысканием такой задолженности в случаях, когда требования налогового органа не являются бесспорными. Аналогичный подход к взысканию задолженности предусмотрен в настоящее время в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей.
Законопроект предусматривает применение внесудебного порядка взыскания в отношении задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, исчисляемым физическим лицом самостоятельно (при подаче налоговых деклараций, применении специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"). Если же сумма задолженности начислена налоговым органом на основании налогового уведомления или решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, решения об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, то внесудебный порядок может быть применен только при отсутствии возражений физического лица, то есть в случае отсутствия спора.
Оспаривание физическим лицом сумм, исчисленных в налоговом уведомлении, осуществляется посредством подачи заявления о перерасчете или жалобы как до, так и после наступления срока уплаты налога. Если физическое лицо в течение 30 дней со дня получения от налогового органа сообщения об отказе в перерасчете или решения вышестоящего налогового органа по жалобе повторно выражает несогласие с суммой обязанности по налоговому уведомлению путем подачи жалобы или, соответственно, уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, взыскание таких сумм осуществляется только в судебном порядке. В случае пропуска физическим лицом по уважительной причине указанного тридцатидневного срока по его ходатайству этот срок может быть восстановлен налоговым органом, если соответствующая обязанность не исполнена на дату подачи такого ходатайства.
Также взыскание в судебном порядке осуществляется в случае направления физическим лицом жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), вынесенное в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса, или на решение об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично. Жалоба (апелляционная жалоба) на решение подается в сроки, установленные статьями 139 и 139.1 Налогового кодекса.
При подаче физическим лицом заявления о перерасчете или жалобы (апелляционной жалобы) предусмотрено обязательное приостановление уплаты налогов, указанных в обжалуемом налоговом уведомлении, или исполнения обжалуемых решений, что предполагает исключение спорных сумм из сальдо единого налогового счета до вступления в законную силу решения суда о взыскании для устранения риска взыскания таких сумм посредством распределения единого налогового платежа.
Кроме этого, учитывая возможность обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера (требования об уплате задолженности, решения о взыскании задолженности), законопроект предусматривает приостановление взыскания указанных в данных актах сумм задолженности по налоговому уведомлению и (или) решению налогового органа, принятому в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса, решению об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, в размере, не взысканном на дату получения налоговым органом жалобы, до принятия решения по соответствующей жалобе, что является важной гарантией прав налогоплательщиков, плательщиков сборов (страховых взносов).
Таким образом, внесудебный порядок взыскания задолженности предлагается использовать только в случаях отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о возникновении спора. Бесспорность требований налогового органа обусловливает отсутствие необходимости обращения к судебному порядку взыскания.
В свою очередь, для случаев возникновения спора, а также принудительного взыскания задолженности законопроектом предусмотрены соответствующие процессуальные и процедурные гарантии соблюдения конституционных прав граждан (законопроектом предусмотрено предоставление при взыскании задолженности с физических лиц гарантий, применяемых при обращении взыскания на денежные средства по исполнительному документу, в том числе исполнительского иммунитета, неприкосновенности минимума имущества, включая сохранение доходов в размере прожиточного минимума). На обязанность предоставить такие гарантии при изменении правового регулирования взыскания налоговой задолженности с физических лиц указывалось в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. "По ходатайству Правительства Новгородской области о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П".
Принимая во внимание особый правовой статус налогоплательщиков-физических лиц, законопроект не предусматривает возможности приостановления операций по счетам таких налогоплательщиков.
Законопроектом также устанавливаются переходные положения, предусматривающие направление физическим лицам информационных сообщений о переходе на внесудебный порядок взыскания задолженности с предоставлением физическому лицу срока для представления возражений относительно исчисленных налоговым органом сумм налоговой обязанности для приостановления взыскания таких сумм.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не приведет к негативным социально-экономическим, финансовым и иным последствиям.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в связи с чем информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствует.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) вводится внесудебный порядок взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов при сохранении судебного контроля за взысканием такой задолженности в случаях, когда требования налогового органа не являются бесспорными. Аналогичный подход к взысканию задолженности предусмотрен в настоящее время в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей.
Применяемый в настоящее время судебный порядок взыскания с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в связи с введением института внесудебного взыскания не перестает применяться, но его применение будет ограничиваться незначительной долей долгов, которые находятся на различных стадиях оспаривания.
Внесудебный порядок взыскания признан в значительной степени сократить временные и финансовые издержки судебной системы Российской федерации на проведение мероприятий по взысканию налоговой задолженности физических лиц, следствием чего ожидается повышение скорости и качества работы судебной системы по иным направлениям деятельности.
Значительное сокращение влияния человеческого фактора (сокращение ручного ввода судебных актов сотрудниками территориальных налоговых органов, реализация автоматического формирования постановлений о взыскании задолженности) позволит заметно повысить эффективность взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов в рамках исполнительного производства по взысканию налоговой задолженности.
Внедрение внесудебного порядка взыскания с физических лиц задолженности по уплате обязательных платежей и санкций позволит существенно разгрузить суды (по экспертным оценкам ожидается снижение заявлений о взыскании задолженности, направляемых на рассмотрение в судебные органы в 4,6 раза в первый год после вступления в силу законопроекта), снизить почтовые и временные издержки судебных и налоговых органов (сейчас в среднем направляется в суды 6 млн. взысканий о взыскании налоговых платежей в год, а средняя продолжительность взыскания задолженности составляет 12 мес).
Это существенно ускорит поступление сумм задолженности в региональные и местные бюджеты, которая по сути является бесспорной. Сейчас по итогам всех судебных разбирательств взыскивается судами 99,98% сумм ввиду установления достоверности и доказанности налоговых обязательств.
Законопроектом предусмотрена защита налогоплательщика от неправомерных взысканий. При наличии возражения относительно сумм или процедуры взыскания долга, его сумма изымается из совокупной обязанности налогоплательщика, взыскание приостанавливается или продолжается только в судебном порядке. В целях повышения гарантий прав граждан в 3 раза увеличен срок на представление возражений о взыскании в сравнении с текущим регулированием сроков предоставления возражений на судебный приказ.
Также отказ от судебной процедуры исключит избыточные судебные издержки, возлагаемые на граждан в виде госпошлины и исполнительского сбора, которые увеличивают основной долг по средней сумме иска в 30 тыс. руб. на 43%.
По предварительной оценке, экономический эффект от реализации законопроекта позволит одновременного снизить задолженность на 22,5 млрд. руб. и обеспечить рост поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 22,5 млрд. руб.
Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, в размере 0,9 млрд. рублей на доработку автоматизированной информационной системы ФНС России, 1,21 млрд. руб. на почтовые расходы, необходимые для информирования граждан о задолженности в переходный период в целях исключения конфликтных ситуаций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - федеральный закон) потребует принятия приказов ФНС России "Об утверждении формы и формата уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении".
Примерный срок подготовки приказа: 6 месяцев со дня принятия федерального закона.
Головной исполнитель по разработке приказа: ФНС России.
Соисполнитель по разработке приказа: Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.