Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 14 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 1723-р.
Законопроект направлен на обеспечение возможности отмены применения положений Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) о преимущественном праве приобретать доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее соответственно преимущественное право, ООО) для одного, нескольких или всех участников ООО посредством внесения соответствующих положений в устав ООО по единогласному решению его участников, а также установление особенностей применения преимущественного права, обусловленных наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, сроком либо их сочетанием. Законопроектом также предусмотрен порядок исключения из устава ООО положений, связанных с особенностями реализации преимущественного права.
Соответствующие изменения законодательства Российской Федерации позволят обеспечить большую гибкость корпоративной структуры ООО, оперативность в ее изменении в условиях меняющейся экономической конъюнктуры, а также индивидуализацию правового регулирования корпоративных отношений, исходя из конкретных потребностей их участников. Кроме того, предлагаемые изменения обеспечат унификацию нормативно-правового регулирования применения преимущественного права участниками хозяйственных обществ (применительно к ООО и непубличным акционерным обществам).
Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что нормы корпоративного права принято считать императивными, за исключением случая, если в самой норме не предусмотрена возможность изменения уставом либо в ином порядке (например, путем заключения договора).
При этом подпунктом 7 пункта 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) участникам непубличного общества предоставлено право изменить уставом такого общества только порядок осуществления преимущественного права, но отказаться от него полностью фактически невозможно.
В то же время Верховным Судом Российской Федерации в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 11 июня 2020 г. N 306-ЭС19-24912 по делу N А65-3053/2019 отмечено, что в силу презумпции диспозитивности, положенной в основу регулирования ООО, все правила, касающиеся отчуждения доли в ООО третьим лицам, включая преимущественное право, могут быть изменены или полностью отменены уставом ООО.
В связи с разнонаправленностью обозначенного регулирования Гражданского кодекса и Закона об обществах по вопросу возможности отмены преимущественного права уставом предполагается целесообразным установить четкое и однозначное регулирование в Законе об обществах, предусматривающее возможность отступления от императивной нормы об обязательности преимущественного права.
Представляется необоснованным ограничение принципа диспозитивности в регулировании корпоративных отношений. Такие ограничения препятствуют возможности реализации различных подходов по структурированию сделок с долями в уставном капитале ООО, в том числе при помощи опционов.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 66.3 и 93 статьи первой Гражданского кодекса Российской Федерации", направленного на реализацию соответствующих изменений.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Социально-экономические последствия принятия решений, предусмотренных законопроектом, заключаются в создании более адаптивных к конкретным условиям ведения предпринимательской деятельности форм корпоративной структуры ООО, что обеспечит большую конкурентоспособность таких организаций на внутреннем и внешнем рынках.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (Федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.