Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан в целях создания условий, обеспечивающих повышение гарантий достойной жизни семьям с детьми участников специальной военной операции, в том числе с усыновленными, приемными и взятыми под опеку детьми, с учетом особых условий, в которых находятся участники специальной военной операции.
Институт материнского (семейного) капитала в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей с детьми, согласно практике Конституционного Суда РФ, направлен как на стимулирование рождаемости детей в семье, так и на создание условий для их достойного семейного воспитания и тем самым призван содействовать укреплению семьи как конституционно защищаемой ценности (Постановление от 29 июня 2021 года N 30-П). При этом преимущественное право на получение данного капитала законодатель предоставил матери, тогда как отец может реализовать такое право лишь как производное (кроме случаев, когда он является единственным усыновителем детей).
Соответственно, институт материнского (семейного) капитала не сводится по своему назначению к решению только демографических задач, а обеспечивает в соответствии с принципами солидарности и социальной справедливости заботу государства о детях, ответственность перед нынешним и будущими поколениями. Нормативные параметры данного института оправданно увязывать с такими особенностями статуса членов семьи, которые обусловлены выполнением ими с риском для жизни в боевых условиях задач по защите Отечества. Семьи с детьми участников специальной военной операции являются одной из наиболее уязвимых категорий и нуждаются в особой защите, поскольку участники специальной военной операции не имеют возможности лично участвовать в делах семьи, включая воспитание детей, тогда как члены их семей объективно находятся в стрессовых условиях, вызванных повышенным риском потери кормильца.
Государство должно оказывать всемерную поддержку достойного воспитания детей указанных лиц, обеспечивать почет и уважение в обществе к самим таким семьям, где традиционные ценности материнства, отцовства, детства наиболее непосредственно сопряжены с патриотическим долгом и гражданской доблестью.
Действия государства в условиях проведения специальной военной операции последовательно выражают стремление использовать для поддержки участников данной операции и членов их семей максимально возможный арсенал средств, включая как предоставление дополнительных социальных гарантий, так и упрощение порядка пользования существующими (общими) правовыми механизмами в социальной сфере.
В настоящее время Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлены исчерпывающий перечень направлений расходования средств материнского капитала (часть 3 статьи 7) и ограничение по сроку подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала (часть 2 статьи 7).
Законопроектом в целях обеспечения, насколько это возможно, высокого уровня поддержки семей участников специальной военной операции предлагается расширить возможные направления использования материнского (семейного) капитала путем получения единовременной выплаты в размере материнского (семейного) капитала в полном объеме или в части, оставшейся неиспользованной на момент подачи заявления.
Регулирование процедурных условий предоставления единовременной выплаты, в том числе правил подачи заявления о распоряжении, а также перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала путем получения единовременной выплаты, предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что аналогичные меры принимаются отдельными субъектами Российской Федерации (Приморский край, Карачаево-Черкесская Республика) в части использования средств регионального материнского капитала и показали свою эффективность.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.