Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях совершенствования порядка распределения налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
На территории субъектов Российской Федерации расположены большие запасы природных ресурсов. В настоящее время недропользователями осуществляется реализация крупных инвестиционных проектов по освоению месторождений золоторудных, полиметаллических руд, железорудного и каменноугольных месторождений, месторождений меди и других полезных ископаемых.
При этом добыча полезных ископаемых наносит значительный ущерб экологии: ведет к гибели леса, исчезновению пушного зверя и рыбы, осушению озер и загрязнению рек. Кроме экологических последствий субъекты Российской Федерации, на территориях которых ведется добыча полезных ископаемых, сталкиваются с негативными последствиями для экономики. Земли, занятые промышленной добычей природных ресурсов, на продолжительный срок изымаются из хозяйственной деятельности. Теряются возможности строительства новых промышленных предприятий, дорог, использования земель для сельского хозяйства, что наносит урон другим отраслям промышленности субъектов Российской Федерации.
Увеличение собственных налоговых доходов субъектов Российской Федерации в виде части налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, позволит:
повысить собственную доходную базу регионов, где расположены месторождения полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, и идет их разработка;
снизить дотационность бюджетной системы Российской Федерации в части уровня регионов;
сформировать дополнительные условия для реализации мероприятий, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, улучшения экологической ситуации регионов;
сформировать дополнительные условия развития экономики Российской Федерации, обеспечить создание и поддержание на надлежащем уровне социальной и транспортной инфраструктур в районах добычи полезных ископаемых и на прилегающих территориях.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на частичное перераспределение налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - уменьшение установленных нормативов в федеральный бюджет с 83% до 40%, увеличение установленных нормативов в бюджеты субъектов Российской Федерации с 17% до 60%.
Дату вступления проекта федерального закона в силу предлагается установить с 1 января 2025 года, изменяемые положения предлагается применять к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Принятие и реализация проекта федерального закона приведут к перераспределению поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, что повлечет за собой снижение ежегодных поступлений от указанного налога в федеральный бюджет, в то же время увеличатся ежегодные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичную сумму.
Снижение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, в федеральный бюджет может быть частично компенсировано за счет уменьшения размера межбюджетных трансфертов в адрес регионов, которые за счет перераспределения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, уменьшат свою дотационность.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" приведет к перераспределению поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, что скажется на снижении ежегодных поступлений от указанного налога в федеральный бюджет на сумму в пределах 17,9 млрд рублей (менее 1% доходов федерального бюджета). В то же время увеличатся ежегодные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичную сумму.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.