Досье на проект федерального закона
4 июня 2023 года вступили в силу положения Федерального закона от 5 декабря 2022 года N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
В частности, были изменены положения статей 10 и 14 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее Федеральный закон N 76-ФЗ), касающиеся вопросов порядка образования общественной наблюдательной комиссии и исключения из нее членов. Из указанных статей Федерального закона N 76-ФЗ следует, что решение о выдвижении кандидатур в члены общественной наблюдательной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - ОНК), обращение о дополнении состава ОНК новыми членами, представление в случае ненадлежащего исполнения членом ОНК своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 76-ФЗ, либо грубого нарушения членом ОНК Кодекса этики членов ОНК по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания принимает высший орган управления организации (общественного объединения, ассоциации (союза), фонда, автономной некоммерческой организации).
В предыдущей редакции Федерального закона N 76-ФЗ, которая действовала до 3 июня 2023 года, вышеназванные функции возлагались также и на руководящий коллегиальный орган общественного объединения, что позволяло выносить необходимые решения, как от высшего органа управления, так и от постоянно действующего руководящего органа организации.
В соответствии со статьями 8 и 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" высшим руководящим органом общественной организации и общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. При этом, как правило, в соответствии с уставами таких общественных объединений съезды (конференции) и общие собрания проводятся один раз в 2-3 года. Данное обстоятельство на практике затрудняет процесс оперативного принятия решения о выдвижении кандидатур в члены общественной наблюдательной комиссии субъекта Российской Федерации.
В 2025 году в регионах будет проходить масштабное формирование новых составов общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в 56 субъектах Российской Федерации.
Проанализировав правоприменительную практику, учитывая мнение общественных объединений, проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон N 76-ФЗ, устанавливающих право постоянно действующих руководящих органов организаций (выборных коллегиальных органов, подотчетных съезду (конференции) или общему собранию) принимать решения о выдвижении кандидатур в члены общественных наблюдательных комиссий, что позволит обеспечить своевременность принятия данных решений в периоды, когда проведение съезда (конференции) или общего собрания не представляется возможным.
Таким образом, постоянно действующий руководящий орган общественного объединения, осуществляющий руководство в период между съездами (конференциями), общими собраниями, также будет наделен соответствующими полномочиями.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.