Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9.1 и 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разработан в целях установления запрета применения режима высылки (депортации) в отношении иностранных граждан которые относятся к национальностям Российской Федерации, т.е. народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, основная территория расселения которых находится в Российской Федерации - в соответствии с понятием, содержащемся в ст. 2 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а также иностранных граждан - участников специальной военной операции, оказывающих содействие Вооруженным Силам Российской Федерации, и членов их семей.
Указанный подход согласуется и вытекает из Указов Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. N 872 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 637" и Указом Президента РФ от 04.01.2024 N 10 "О приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях, и членов их семей", наделяющих репатриантов и иностранных граждан-участников СВО, а также членов их семей, возможностью получения российского гражданства в упрощенном порядке. Из чего логично следует, что к ним также должен применяться особый подход при принятии решений о высылке, депортации за нарушение миграционного законодательства.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" связывает законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации с наличием у него действительных документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (пункта 1 статьи 2).
В настоящее время ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена в санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и предусматривает назначение виновному лицу наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" для иностранцев и лиц без гражданства, у которых нет законных оснований находиться в Российской Федерации, будет действовать режим высылки. Он предполагает ограничения и меры контроля. Статья 31 указанного федерального закона предусматривает депортацию иностранного гражданина за несоблюдение срока пребывания или проживания в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что исходя из общих положений КоАП, суду предписывается избрать справедливое наказание с учетом характера совершенного физическим лицом административного правонарушения, личности виновного и иных указанных в части 2 статьи 4.1 КоАП обстоятельств, допуская неприменение в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП административного выдворения за пределы Российской Федерации при установлении условий, исключающих его назначение.
Вместе с тем существующая судебная практика показывает, что МВД и суды при вынесении решений о депортации за нарушения миграционного законодательства, не делают различий между вернувшимися на Родину соотечественниками, в частности русскими, у которых нет своего национального государства, кроме России, и лицами национальностей, имеющих за пределами России свои титульные национальные государства, куда их и депортируют, например, национальностями государств Средней Азии и Закавказья. При этом практически во всех таких случаях депортация может быть заменена штрафом, с возможностью устранить выявленные нарушения, чаще всего связанные с несвоевременным оформлением документов.
Например, в Самарской области было принято решение о депортации русского Германа Печатникова в Республику Узбекистан. В России он проживал более 20 лет, имея пятерых детей-граждан России. Аналогичная ситуация сложилась в отношении русской пенсионерки Елены Мальцевой, проживающей на территории Российской Федерации более 20 лет. Её проблемы начались тогда, когда сотрудники паспортно-визовой службы потеряли её документы. Михаила Бабушкина, имеющего в соответствии с Указом Президента право на статус репатрианта, постановили выслать в Казахстан с запретом на обратный въезд, за пропуск трех дней режима пребывания. В Самаре у него осталась девушка, гражданка России, с которой они планировали вступить в брак, создать семью. В Екатеринбурге суд принял решение о депортации в Казахстан Ирины Морозовой с двумя детьми за просрочку дактилоскопии. Все её близкие родственники являются гражданами России. Очередной случай по депортации русского из России произошел в Свердловской области в отношении многодетного отца, Эдуарда Суханова, проживающего в России с 2004 года и имеющего здесь четырех детей и жену, беременную пятым ребенком. Основанием для применения судом этой меры послужило просроченная на месяц регистрация.
Подобные примеры являются далеко не единичными. Каждый такой случай вызывает крайне негативный общественный резонанс с учетом того, что лозунги защиты "русского мира" и "своих не бросаем" заявлены в качестве приоритетов современной государственной политики России, а высылка за незначительные нарушения представителей государствообразующего народа, русских, которые из-за различных бюрократических препонов годами не могут оформить российское гражданство, осуществляется на фоне массовой замещающей миграции и раздачи паспортов представителям национальностей Средней Азии и Закавказья. Уезжают на историческую Родину, в Россию, русские не только из-за тяги к своим, но и из-за русофобии в бывших республиках СССР. Чаще всего в государствах, куда их высылают из России, у них уже нет жилья, родных, средств к существованию. Они хотят быть среди своих, в России, жить, работать, рожать детей, служить в армии.
При этом, Конституцией Российской Федерации закреплены нормы о поддержке соотечественников в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов, а также сохранении общероссийской культурной идентичности. Президентом России подписан Указ о создании с 2024 г. института репатриации направленного на дополнительную поддержку переселения соотечественников на Родину, в Россию.
В этой связи законопроектом предлагается установить запрет на применение режима высылки (депортации) в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, относящимся к государствообразующему русскому народу (в том числе украинцам и белорусам как частям триединого народа), а также национальностям Российской Федерации, отнесенным к таковым Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Таким образом, депортации не будут подлежать наши соотечественники, не имеющие кроме России, иного своего государства, в отличие от тех, у кого такие свои национальные государства за пределами России имеются.
Кроме того, законопроектом предлагается установить запрет на применение режима высылки (депортации) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые являются, либо являлись участниками специальной военной операции, и членов их семей. Это положение имеет особую актуальность и связано с тем, что до момента получения гражданства Российской Федерации в случае депортации им может грозить последующее уголовное преследование в своих странах за участие в специальной военной операции, примеров таких в странах Средней Азии немало. Указом Президента от 04.01.2024 N 10 "О приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях, и членов их семей" для данной категории лиц предусмотрен упрощенный порядок получения российского гражданства.
В целях формирования единообразной практики применения вышеуказанных положений, дополнительной дифференциации при их применении, а также поддержке соотечественников и лиц, защищающих интересы России в зоне проведения специальной военной операции, предлагается введение предусматриваемого законопроектом правового регулирования.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9.1 и 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части запрета применения режима высылки и депортации в отношении иностранных граждан - соотечественников и участников специальной военной операции)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9.1 и 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9.1 и 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части запрета применения режима высылки и депортации в отношении иностранных граждан - соотечественников и участников специальной военной операции)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9.1 и 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.