Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 797057-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на увеличение возможностей предпринимателей по организационному структурированию своего бизнеса и разработан на основании пункта 17.1 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 1723-р.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Аналогичные положения содержатся в абзаце третьем пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в абзаце втором пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Данные нормы ограничивают возможности предпринимателей по организационному структурированию своего бизнеса. При этом в определенных случаях такое структурирование является удобным способом разделения видов деятельности, четкого распределения сфер ответственности менеджмента, более ясной и целесообразной организации бизнеса и т.д.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в федеральные законы о хозяйственных обществах изменения, согласно которым хозяйственное общество может иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
При этом законопроект в целях защиты прав третьих лиц от злоупотреблений учредителей содержит указание на то, что общество может иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица при условии, что функции единоличного исполнительного органа в обществе не выполняет лицо, выполняющее такие функции в его единственном учредителе (участнике), или его единственный учредитель (участник).
Это позволит ограничить число создаваемых юридических лиц в рамках соответствующих цепочек юридических лиц только теми случаями, когда это необходимо именно для более удобного структурирования бизнеса.
Дополнительно законопроектом предусматривается, что его положения в части вышеуказанного ограничения не распространяются на хозяйственные общества, находящиеся в последовательности хозяйственных обществ, состоящих из одного лица, созданные до вступления федерального закона в силу на основании федеральных законов, указанных в статье 3 законопроекта. Данная норма необходима в силу того, что положение ранее созданных юридических лиц не должно ухудшаться при принятии нового правового регулирования.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 7 Федерального
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.