Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан депутатами Сахалинской областной Думы с целью установления административной ответственности за нарушение требований Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ).
Статьей 20 Федерального закона N 498-ФЗ установлены положения, регулирующие общественный контроль в области обращения с животными, в том числе частью 3 указанной статьи предусматривается право граждан на добровольной и безвозмездной основе осуществлять общественный контроль в этой области в качестве общественных инспекторов.
Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными (далее - общественный инспектор), порядок их взаимодействия с органами государственного надзора в области обращения с животными, порядок выдачи удостоверения общественным инспекторам и его форма утверждены приказом Минприроды России от 12.08.2020 N 591.
Частями 5 и 6 статьи 20 Федерального закона N 498-ФЗ установлены права и обязанности общественного инспектора, согласно которым он может фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, а также с применением средств звукозаписи (аудиозаписи), правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора. Также частью 7 этой же статьи установлен запрет на ограничение реализации общественным инспектором данного права, а частью 8 установлено положение о том, что при осуществлении общественного контроля общественным инспекторам должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.
Кроме того, частью 12 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ, предусматривающей требования к содержанию животных в приютах для животных, установлено, что владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения приютов для животных:
1) гражданами - в установленное приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений;
2) добровольцами (волонтерами) - в часы, установленные режимом работы приютов, для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
Вместе с тем общественные инспекторы, официально зарегистрированные на территории Сахалинской области и имеющие соответствующие удостоверения, на практике сталкиваются с проблемой ограничения их деятельности со стороны владельцев приютов для животных или уполномоченных ими лиц, которые не пускают их на территорию приютов для животных, запрещают вести фото- и видеофиксацию фактов нарушения требований к содержанию животных в приютах для животных. С аналогичными проблемами зачастую сталкиваются также неравнодушные граждане и волонтеры, желающие ухаживать за животными без владельцев, содержащимися в приютах для животных. Владельцы приютов или уполномоченные ими лица под различными предлогами не пускают их на территорию приютов для животных, нарушая таким образом требования Федерального закона N 498-ФЗ.
Однако Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не предусмотрена административная ответственность владельцев приютов для животных и уполномоченных ими лиц за воспрепятствование осуществлению деятельности общественных инспекторов и посещению приютов для животных гражданами и добровольцами (волонтерами).
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть административную ответственность владельцев приютов для животных и (или) уполномоченных ими лиц за нарушение требований Федерального закона N 498-ФЗ в части реализации прав общественных инспекторов, а также граждан и добровольцев (волонтеров), дополнив КоАП РФ соответствующим составом административного правонарушения.
Так, законопроектом предлагается дополнить главу 8 КоАП РФ новой статьей 8.54.1, устанавливающей административную ответственность владельцев приютов для животных и (или) уполномоченных ими лиц за:
- запрет доступа общественного инспектора на территорию приюта для животных и (или) в его помещения;
- ограничение осуществления общественным инспектором фото- и (или) видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи);
- воспрепятствование посещению приютов для животных гражданами и (или) добровольцами (волонтерами) в часы, установленные режимом работы приютов для животных.
При этом административное наказание, применяемое к владельцам приютов для животных либо к уполномоченным ими лицам за указанные правонарушения, предлагается установить в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей. В связи со значимостью и эффективностью деятельности общественных инспекторов, заключающейся в оперативности выявления нарушений законодательства в части содержания животных в приюте и доведения информации о выявленных нарушениях до надзорных органов (так как общественные инспекторы не обязаны оповещать руководство приютов для животных о своем визите), предлагается предельные размеры указанных штрафов установить на пять тысяч рублей выше предельных размеров штрафов, установленных статьей 8.54 КоАП РФ за несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных. Предполагается, что результативность контроля со стороны общественных инспекторов может быть выше, чем со стороны надзорных органов, которые выходят на проверку, предварительно оповестив руководство приюта для животных, тем самым создав условия для соответствующей подготовки к проверочному мероприятию с целью обеспечения отсутствия замечаний. Поэтому установление со стороны владельцев приютов для животных запретов доступа общественных инспекторов, а также граждан и добровольцев (волонтеров) на территорию приюта для животных и (или) в его помещения может расцениваться как намерение исключить выявление имеющихся нарушений законодательства в части содержания животных в приюте для животных во избежание привлечения к административной ответственности.
Полномочиями по рассмотрению дел об указанных административных правонарушениях предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях будет осуществляться должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с проектируемыми изменениями в часть 1 статьи 23.96 КоАП РФ.
Производство по делам об указанных административных правонарушениях предполагается осуществлять в пределах штатной численности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что не повлечет дополнительных финансовых затрат.
Таким образом, реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Принятие законопроекта позволит повысить роль деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными и обеспечить эффективность реализации требований законодательства в области обращения с животными в части содержания животных в приютах для животных, что, в свою очередь, будет способствовать достижению целей защиты животных, а также укреплению нравственности, соблюдению принципов гуманности, обеспечению безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект доработан с учетом замечаний, изложенных в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект от 10.07.2024 ДГ-П16-21856.
Председатель |
Е.Н. Касьянова |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель |
Е.Н. Касьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.