Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования законодательства в части устранения правовой неопределенности в понятии "отпуск", содержащемся в статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Наиболее продолжительным видом отдыха, указанным в статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации, является отпуск. Следует отметить, что понятие "отпуск" используется в указанной статье без дополнительной конкретизации и пояснений. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации в понятие "отпуск" включаются не только отпуск, предоставляемый собственно для отдыха, но и освобождение от работы в связи с беременностью и родами, усыновлением ребенка, для ухода за ребенком, отпуск работникам, совмещающим работу с обучением (учебный отпуск).
Статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации относит к видам времени отдыха отпуска, которые перечислены в статьях 114 - 119 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учебный отпуск в силу статей 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации не относится к видам времени отдыха работника, являясь дополнительной гарантией для лиц, совмещающих работу с получением образования, и не может быть отнесен к отпуску по смыслу, придаваемому ему статьей 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отпуска по уходу за ребенком также не относятся к отпускам, указанным в статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации. Особенности их предоставления и гарантии находящимся в таких отпусках женщинам регулируются нормами главы 41 Трудового кодекса Российской Федерации.
На практике при применении данных норм возникает правовая неопределенность по отнесению отпуска по уходу за ребенком к отпускам, указанным в статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации, либо к гарантиям, предусмотренным главой 41 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, Верховный суд Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей исследовал правовую природу отпуска по уходу за ребенком и указал, что отпуска по уходу за ребенком являются особыми видами отпусков, которые регулируются нормами главы 41 Трудового кодекса Российской Федерации и не относятся к видам отпусков, перечисленных в статьях 114 - 119 Трудового кодекса Российской Федерации, отнесенных статьей 107 Трудового кодекса Российской Федерации к видам времени отдыха (решение Верховного суда Российской Федерации от 23 мая 2013 года N АКПИ13-407, определение Верховного суда Российской Федерации от 3 октября 2013 года N АПЛ13-389).
Необходимость уточнения указанных понятий связана также с имеющейся судебной практикой по включению либо невключению отпуска по уходу за ребенком в пятилетний период исполнения трудовых обязанностей с целью получения единовременной компенсационной выплаты по программам "Земский доктор", "Земский фельдшер" (определение Седьмого кассационного суда от 11 апреля 2024 года по делу N 88-6999/2024, определение Свердловского областного суда от 15 ноября 2023 года по делу N 33-17966/2023, решение Индустриального районного суда г. Перми от 14 декабря 2023 года по делу N 2-3816/2023, решение Красноборского районного суда Архангельской области от 11 марта 2021 года по-делу N 2-111/2021).
Участники программ заключают договор о предоставлении единовременной выплаты с медицинской организацией субъекта Российской Федерации и принимают на себя обязательство проработать в ней не менее 5 лет при условии продления договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
На практике у правоприменителей возникают трудности по определению правовой природы отпусков, перечисленных в главам 26 и 41 Трудового кодекса Российской Федерации, и часто такие отпуска отождествляются с понятием отпуска, заложенным в статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Принятие вносимого в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации изменения позволит более четко определять понятие отпусков, перечисленных в статье 107 и главах 26 и 41 Трудового кодекса Российской Федерации, и снимет необходимость разрешения данного вопроса в судебном порядке, а также косвенно положительно повлияет на решение проблемы дефицита сотрудников в государственных медицинских организациях.
Аналогичных по своему содержанию проектов федеральных законов на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.