Досье на проект федерального закона
В адрес депутатов Сахалинской областной Думы поступают многочисленные обращения от граждан старшего поколения с предложением предусмотреть для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (участников СВО) право получать одновременно две ежемесячные денежные выплаты (далее также - ЕДВ, выплата), одна из которых - за звание "Ветеран труда" или "Ветеран труда Сахалинской области".
В силу того, что общие правила предоставления ЕДВ устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), для изменения действующего регулирования указанных правоотношений на федеральном и региональном уровнях целесообразно сначала внести изменения в правовые нормы федерального законодательства.
В настоящее время, исходя из пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ, если гражданин имеет право на ЕДВ по нескольким основаниям одновременно (за исключением ЕДВ для граждан, подвергшихся воздействию радиации), ему предоставляется одна выплата либо по Федеральному закону N 5-ФЗ, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Данное положение, по нашему мнению, нуждается в изменении, поскольку различные важные события в жизни получателя социальной выплаты порой не зависят от его волеизъявления. Не случайно в законодательстве определенные события являются условием для назначения гражданам ЕДВ по разным основаниям.
Ветеранам труда (включая лиц, приравненных к указанной категории граждан) производится выплата ЕДВ в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в связи с присвоением гражданину звания "Ветеран труда" за особые отличия в труде и выслугу лет (продолжительный трудовой стаж). ЕДВ на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ назначается членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в случае гибели (смерти) ветерана боевых действий, в том числе в ходе участия в специальной военной операции. Указанные события в жизни человека невозможно сравнить с чем-либо или отменить.
В Сахалинской области, исходя из правила предоставления ЕДВ только по одному основанию, о прекращении выплаты для ветеранов труда ЕДВ но причине возникновения у граждан права на ЕДВ как членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (участников СВО) уведомлены в 2023 году 98 человек, в 2024 году - 128.
В целях защиты прав неработающих пенсионеров и сохранения социальной справедливости предлагается установить для лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда", включая граждан, приравненных к указанной категории, право получать одновременно две ЕДВ в случае, когда у них возникает право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
На основании изложенного проектом федерального закона предлагается внести соответствующее дополнение (пункт 2.1) в статью 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ, установив исключение из правила о предоставлении одной ЕДВ либо по Федеральному закону N 5-ФЗ, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина при наличии у него права на выплату по нескольким основаниям.
Помимо этого, в целях согласования пункта 2.1 с положениями статьи 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ предлагается пункт 2, в котором предусмотрены исключения для выплаты ЕДВ по двум основаниям одновременно, дополнить отсылочной нормой к пункту 2.1 указанной статьи.
Председатель |
Е.Н. Касьянова |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ), установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, включая ЕДВ, для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, в силу пункта 2 статьи 10 и статьи 22 Федерального закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В настоящее время, исходя из пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ, если гражданин имеет право на ЕДВ по нескольким основаниям одновременно (за исключением ЕДВ для граждан, подвергшихся воздействию радиации), ему предоставляется одна выплата либо по Федеральному закону N 5-ФЗ, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
В силу того, что расходные обязательства бюджета на предоставление социальной поддержки формируются исходя из численности получателей (лиц, имеющих право на меру поддержки) по каждой выплате, реализация предлагаемого изменения в части выплаты одновременно двух ЕДВ ветерану труда, у которого возникло право на получение ЕДВ как для члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий (участника СВО), будет осуществляться в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований.
Председатель |
Е.Н. Касьянова |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вместе с тем потребуется внесение изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правления ПФР от 19.08.2019 N 414п (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2019, регистрационный N 56895).
Председатель |
Е.Н. Касьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.